Жизнь без любви — свобода или наказание? (экзистенциальная фильмотерапевтическая группа)

Программа экзистенциальной фильмотерапевтической группы из цикла «Нелюбовь в нашей жизни» (2008 г.)

Тема:
В последние годы в современной нашей культуре Все больше и больше искажается и извращается понимание любви и отношение к ней современных людей. Есть люди, считающие, что любви нет, что она им не нужна, что они вполне благополучно и счастливо проживут и без нее. Есть и такие уникумы, которые утверждают, что любовь – это атавизм, что любовь и проявление др. чувств только мешает современному «успешному» человеку продвигаться по служебной лестнице и т.п. В остальных же случаях, понимание любви просто подменяется другими состояниями и переживаниями: страсть, эмоциональная зависимость, чувство собственничества, секс, самоутверждение за счет другого человека, в лучшем случае, привязанность или влюбленность – вот далеко не полный перечень жизненных ситуаций, которые мы скрываем под яркой и красочной вывеской «Любовь».
Однако, без любви полноценная жизнь невозможна. И большинство из нас это, если и не осознает, то подсознательно чувствует. Переживается это, как правило, либо как неудовлетворенность своей жизнью (не смотря на внешние успешность и благополучие), либо как ощущение пустоты и бессмысленности своей жизни, либо как общая эмоциональная напряженность или тревожность и др.
Но основная проблема все же не в этом, а в том, что эта подмена и извращения чувств не локальны, а пропагандируются в мировом культуральном масштабе. А это неизбежно приводит к тому, что у современного человека, особенно среди молодежи, все больше и больше увеличивается разрыв между внутренней потребностью в проявлении своих эмоций и чувств (в том числе, конечно, и любви) и внешними социальными установками, блокирующими и обесценивающими эти чувства. В результатечего в душе этого человека возникает пустота, которую необходимо заполнить. А заполняем мы ее, как правило, все теми же социально пропагандируемыми ценностями, о которых говорилось выше.

Общие цели цикла:
— Дезавуировать переживания и жизненные ситуации, скрывающиеся под масками любви;
— Определить их место и значение в жизни клиента и степень зависимости от них;
— Показать возможные пути к реальным эмоциям и чувствам.

Терапевтические цели группы:
— Выявить социальные или культуральные установки участников на подавление или вытеснение чувств и на их отказ от любви;
— Наметить возможные пути избавления от этих установок.

Актуальные проблемы клиентов:
— Кризисы в личной жизни на фоне Социального успеха;
— Неосознаваемый и неопределимый психологический дискомфорт при кажущемся благополучии;
— Неудовлетворенность качеством своей жизни;
— Осознание и страх пустоты, бессмысленности своей жизни (преимущественно для женщин);
— Избегание построения близких отношений;
— Страх проявления и выражения своих чувств или чувств партнера.

Задачи:
— Разработать тематические лекции по данному курсу;
— Подготовить раздаточный материал;
— Организовать круг знакомства и снятия терапевтического запроса группы и каждого из ее участников;
— Обсудить и принять правила групповой работы;
— Напомнить (или огласить) основные принципы экзистенциальной психологии и терапии;
— Обеспечить условия для демонстрации фильма и дальнейшего его обсуждения;
— Организовать терапевтическое пространство для индивидуальной работы участников по их запросу;
— Подвести итоги работы группы.

Методы групповой работы:
— Мини-лекции – тематические сообщения ведущего;
— Демонстрация фильма Р. Летвиновой «Богиня: как я полюбила»;
— Экзистенциальный анализ запроса участников;

Регламент:
— Форма работы – групповая;
— Формат группы – экзистенциальная фильмотерапевтическая группа;
— Целевая группа – Все клиенты, готовые активно работать над своими проблемами; «успешные» деловые женщины среднего возраста; молодежь, ориентированная на успех и социальные достижения;
— Количество участников – 8 -12 человек;
— Время работы – 20 академических часов (два рабочих дня +4 часа);
— Примечание – большее количество участников допустимо при условии увеличения общего времени, например, 15 человек – 3 полных рабочих дня, 18-20 – 4 дня;
— Место проведения – ____________________

Техническое оснащение:
— Тренинговый зал площадью не менее 30 М/2 для свободного размещения 8-12 человек;
— Офисные стулья (по количеству участников);
— Наличие жалюзи или портьер для затемнения помещения на время просмотра фильма;
— Цветной телевизор с диагональю экрана не менее 54 см. и DVD плейер для просмотра;
— Комплект (по количеству участников) авторучек и писчей бумаги для нужд участников.

План групповой работы:

1. Введение (60 мин.)
1.1. Представление ведущего;
1.2. Представление темы группы и обсуждение графика работы;
1.3. Обсуждение и принятие правил групповой работы;
1.4. Знакомство участников. Ведущий предлагает каждому из участников группы кратко представиться (не более 2 мин.) по схеме: Имя, возраст, семейное положение, специальность, чем занимается в данный момент и т.п.

2. Прояснение и уточнение запроса группы на терапевтическую работу (3-5 ч.)
Каждому из участников предлагается ответить на следующие вопросы:
2.1. С чем (какой проблемой) пришли на группу?
2.2. Чего ждете (что хотите получить) от группы?
2.3. Что (какая именно помощь) вам для этого нужно?
В ходе обсуждения запроса ведущий и другие участники группы задают уточняющие или проясняющие вопросы.

3. Просмотр фильма Р. Летвиновой «Богиня: как я полюбила» (1 ч. 42 мин.)

4. Обсуждение фильма (30 мин.)
Каждому из участников группы ведущий предлагает ответить на вопрос: «О чем для вас был этот фильм?»

5. Основная терапевтическая часть (все оставшееся время).
Ведущий предлагает желающим начать индивидуальную терапевтическую работу с ответа на вопрос:
5.1. Какой эпизод этого фильма, или какая его идея (или эпизоды и идеи) произвели на вас наибольшее впечатление?
5.2. Что конкретно оказало воздействие?
5.3. Какое отношение это имеет к вашей жизни?
5.4. Какие ставит перед вами вопросы, или какие дает ответы?
5.5. Что собираетесь делать с этим в дальнейшем?

6. Заключение (1.5 ч.)
6.1. Ведущий отвечает на оставшиеся вопросы участников.
6.2. Каждого из участников ведущий просит ответить на вопросы:
6.2.1. Что было важного или интересного на группе?
6.2.2. Получили (если да, то на сколько) ответ на свой запрос? (Возможно в процентах от исходного состояния проблемы).
6.2.3. Что еще нужно (чего не хватило) для окончательного решения заявленной проблемы?
6.3. Заключительное слово ведущего.

(Ростов-на-Дону, 2008 г.)

Оставить комментарий

Вы должны быть войти под своим именем чтобы оставить комментарий.