Экзистенциальное понимание и терапия зависимостей и зависимого поведения (Семинар)

Программа обучающего семинара с элементами экзистенциальной терапевтической группы (2007 г.)

Тема:
Экзистенциальное понимание зависимостей и зависимого поведения.По материалам семинара Саймона Дю Плокка «Освобождение от зависимостей методами экзистенциальной терапии», состоявшегося 05-09 мае 2005-го года в Ростове-на-Дону.

Цели:
— Познакомить участников с базовыми принципами и методами экзистенциальной психологии и экзистенциальной терапии зависимостей и зависимого поведения;
— Познакомить участников с их собственными зависимостями или созависимостями;
— Предоставить участникам возможность и условия для осмысления места и значения их собственных зависимостей (созависимостей) в своей жизни или в жизни их близких.

Задачи:
— Разработать тематические лекции по данному курсу;
— Подготовить раздаточный материал и рабочие тетради участников;
— Организовать круг знакомства и снятия запроса группы и каждого из ее участников на терапевтическую работу;
— Напомнить основные принципы экзистенциальной психологии и терапии;
— Провести дискуссиюyf на тему «Что такое зависимость и зависимое поведение»;
— Помочь развести понятия «Зависимость», «Привычка» и «Автоматизм»;
— Познакомить участников с методом феноменологической редукции и отработать его на практике;
— Предложить каждому ответить на 5 ключевых вопросов экзистенциальной терапии о зависимости и отказе от нее;
— Закрепить на практике полученные знания;
— Дать экзистенциальное определение зависимости и зависимого поведения;
— Подвести итоги работы группы.

Методы групповой работы:
— Мини-лекции – тематические сообщения ведущего;
— Структурированная дискуссия;
— Практическая работа в тройках (клиент – терапевт – супервизор);
— Самостоятельная работа.

Регламент:
— Форма работы – групповая;
— Формат группы – семинар с элементами групповой терапии;
— Целевая группа – 1) практикующие психологи-консультанты, психотерапевты, школьные психологи, и социальные работники, работающие с зависимыми или их семьями; 2) психиатры и наркологи; 3) зависимые и созависимые клиенты;
— Количество участников – 9-15 человек;
— Время работы – 16 академических часов (два рабочих дня);
— Место проведения – пятигорский филиал международного института экзистенциального консультирования.

Техническое оснащение:
— Рабочие тетради участников;
— Тренинговый зал площадью не менее 30 м2;
— 16 оффисных стульев;
— Классная доска, 1 мел или флипчат, 2 листа ватмана, маркер;

Структура:
Первый день:
1. ступление:
— Приветствие и представление ведущего;
— Объявление плана предстоящей работы: тема группы, ее цели и основные задачи, регламент;
— Краткое представление участников группы;
— Обсуждение и принятие правил групповой работы.
(30 — 35 минут).

2. Вводная лекция:
– что такое экзистенциальная психология;
— что такое экзистенциальное консультирование и терапия;
— основные принципы и методы экзистенциальной психологии и экзистенциальной терапии.
(10 минут).

3. Снятие запроса каждого из участников на терапевтическую работу:
— С чем пришли на группу (какая проблема?)
— Что вам нужно для решения вашей проблемы?
— Чего ждете от группы (чем она может вам помочь?)
(2 – 3 часа).

4. Дискуссия на тему: «Что такое зависимость и зависимое поведение?»
— Вступительное слово ведущего: развести понятия «зависимость», «привычка», «автоматизмы»;
— что отличает зависимость (критерии зависимости)?
— Как у человека возникает зависимость?
— Какие знаете способы борьбы и профилактики зависимого поведения?
— оценить их эффективность.
Цели:
— Предоставить участникам возможность включиться в групповую работу;
— Диагностика уровня подготовленности (осведомленности) участников группы;
(30 — 40 минут).

5. Самостоятельная работа №1.
— Ведущий предлагает участникам сформулировать для себя: что такое зависимость и зависимое поведение, чем отличается от привычки или автоматизмов и проанализировать (найти собственную зависимость/привычку).
— Результаты записать.
(10 минут).

6. Лекция «О методе феноменологической редукции».
— Вся входящая информация интерпретируется сознанием в соответствие с нашими представлениями, знаниями и полученным опытом.
— За счет этого теряется, скрывается или значительно искажается истинный смысл этой информации (напомнить основные принципы теории фильтров).
— Для устранения искажений и приближения к истине необходимо избавиться от личностных смыслов, которыми мы наделяем эту информацию в процессе ее интерпретации.
— Работа с истинными для конкретного человека причинами и смыслами значительно эффективней и продуктивнее работы с их интерпретациями.
— 3 принципа Феноменологической редукции:
— Эпокэ – отсутствие суждений, оценок, интерпретаций;
— Дискрипция – чистое описание;
— Горизонтализация – не накладывать свои представления, мнения и ценности.
(15 мин.)

7. Практическая работа №1. Исследование зависимостей и отношений к ним методом феноменологической редукции.
— Участники разбиваются на тройки для работы по схеме: терапевт – клиент – супервизор.
— Всем участникам рекомендуется отследить и зафиксировать собственные чувства в каждой из ролей;
— Терапевтам предлагается исследовать методом феноменологической редукции зависимость или привычку клиента и его отношение к зависимому поведению;
— Отличалось ли (если да, то чем) ваше первоначальное представление о проблеме клиента от его собственного видения?
— Супервизорам рекомендуется фиксирорвать: 1. качество терапевтического контакта до и после применения феноменологической редукции; 2. Как часто терапевту удавалось применять метод феноменологической редукции? 3. К каким это приводило результатам (Какие реакции на это возникали у клиента?)
(60 минут – по 15 минут работы каждого участника +5 минут обсуждения в тройке).

8. Обсуждение результатов работы:
— Участники делятся своими чувствами, возникавшими во время работы в каждой из ролей;
— Клиенты дают обратную связь своим терапевтам: как они себя чувствовали, какие действия или слова помогали, какие, наоборот, отдаляли от понимания своей проблемы;
— Терапевты анализируют, на сколько им удалось соблюдать принципы феноменологической редукции, отметить изменения, к которым приводили удачные (или неудачные) действия или высказывания;
— Супервизорам рекомендуется фиксирорвать: 1. качество терапевтического контакта до и после применения феноменологической редукции; 2. Как часто терапевту удавалось применять метод феноменологической редукции? 3. К каким это приводило результатам (Какие реакции на это возникали у клиента?)
(30 – 40 минут).

9. Подведение итогов работы дня и домашнее задание.

Примечание:
Если обсуждение терапевтического запроса затягивается, Этапы 4 и 5 переносятся в начало следующего дня (за счет этапа 10).

Второй день:
10. Вступление:
— Ведущий предоставляет желающим возможность поделиться своими переживаниями, чувствами, открытиями или новыми мыслями относительно обсуждаемой проблемы.
(15 – 20 минут).

11. Самостоятельная работа №2.
— Ведущий предлагает каждому из участников ответить (для себя) на 5 ключевых вопросов о зависимости и отказе от нее:
1. Кем вам позволяет быть ваша зависимость, кем бы вы не могли быть без нее?
Для созависимых: кем вам позволяет быть зависимость вашего близкого, кем бы вы не могли быть без нее?
2. Что ваша зависимость позволяет вам делать, что бы вы не могли делать без нее?
Для созависимых:что зависимость вашего близкого позволяет вам делать, что бы вы не могли делать без нее?
3. Что вы потеряете, отказавшись от этой зависимости?
Для созависимых: что вы потеряете, если ваш близкий перестанет быть зависимым?
4. Как вам кажется, изменится ли ваше отношение к себе и ваши отношения с другими, если вы перестанете быть зависимым? (если «Да», то как?)
Для созависимых: как вам кажется, изменится ли ваше отношение к себе и ваши отношения с другими, если ваш близкий перестанет быть зависимым? (если «Да», то как?)
5. Если вы говорите: «Я зависим» (или «Я созависим), то какие слова следуют за этим утверждением. Закончите предложение: «Я зависим и…» (или «Я созависим и…»)
— Ответы записать.
Цель:
— Осознать личностный смысл и значимость данного вида деятельности.
(15 минут – 5 – 7 мин. На объяснение задания, 7 – 10 мин. На самостоятельную работу).

12. Самостоятельная работа №3.
— Для демонстрации различия классического и экзистенциального подходов к терапии зависимостей и зависимого поведения ведущий предлагает участникам вчувствоваться (вжиться, проникнуться) в ситуацию зависимого, которого заставляют избавиться от его зависимости. Для этого участникам предъявляются три следующих ситуации:
1. чем (каким видом деятельности) вы занимаетесь каждый день, которая значима для вас (что она для вас значит, каким смыслом вы ее наделяете), Какие аспекты этой деятельности приемлемы в обществе, а какие не одобряются или порицаются?
2. Как бы вы отреагировали (чтобы ответили) на то, если бы кто-нибудь попытался заставить вас отказаться от этой деятельности?Причем, заставлял бы человек, который не вникает в тот смысл, которым вы наделяете ее, а концентрируется исключительно на вредоносных, по его мнению или по мнению большинства, аспектах этой деятельности.
3. Есть ли хоть что-то (если есть то что) может позволить вам взглянуть на эту деятельность с другой стороны?
— Свои чувства и ответы рекомендуется законспектировать.
(10 минут).

13. Обсуждение результатов самостоятельной работы:
1. Какие чувства вы испытывали, когда посторонний человек убеждал вас отказаться от значимой для вас деятельности?
2. Что вам хотелось ответить этому человеку?
3. Какое значение придали его словам?
4. На сколько готовы последовать его советам (можно в процентах)?
5. Оцените эффективность данного способа «лечения» от зависимости (можно по десятибалльной шкале).
(30 – 40 мин.)

14. Практическое упражнение №2. Исследование отношения к собственной зависимости и осмысление ее значения в жизни клиента.
— Ведущий предлагает участникам разбиться на тройки для работы по схеме: терапевт – клиент – супервизор (желательно, чтобы тройки образовались новые: люди, работавшие вместе в предыдущем упражнении, выбрали себе других партнеров).
— Терапевту предлагается исследовать проблему клиента, задавая пять ключевых вопросов экзистенциальной терапии зависимостей и зависимого поведения (см. этап 11).
(60 минут – 15 минут на работу каждого из участников +5 минут на обсуждение результатов в тройках).

15. Обсуждение результатов практической работы:
— Все участники делятся своими чувствами, возникавшими во время работы во всех трех ролях;
— Клиенты отмечают разницу (если они ее почувствовали) между своими ощущениями от классического подхода к их проблеме и экзистенциального;
— Дают обратную связь своим терапевтам;
— Терапевты анализируют свою работу: насколько удалось продвинуться в понимании проблемы данного конкретного клиента, насколько расходится его представление о зависимости клиента с его собственными представлениями? Помогали ли (если да, то в чем) эти пять вопросов?
— Супервизоры отмечают реакции клиентов на заданные вопросы, оценивают качество терапевтического контакта, делают сравнительный анализ терапевтического эффекта в первом и настоящем упражнении.
(30 – 40 минут).

16. Терапевтическая работа с конкретными индивидуальными проблемами участников группы.
(1,5 часа).

17. Лекция на тему «Экзистенциальное понимание зависимости и зависимого поведения».
— Теория экзистенциальных измерений бытия человека;
— Антологическая структура М. Хайдеггера и его теория зависимого бытия;
— Виды зависимостей и стадии зависимого поведения;
— Факторы, влияющие на формирование и развитие зависимого поведения;
— Собственное определение зависимости и причины формирования зависимого поведения;
— Теория самоконструирования Сартра (схематично);
— Ответы на вопросы аудитории.
(30 мин.)

18. Рефлексивный круг:
— Ответить на оставшиеся вопросы аудитории;
— Ведущий просит всех участников ответить на вопросы:
1. Что получили от группы: что заинтересовало, что может быть полезным и т.п.?
2. Насколько (можно в процентах) приблизились к пониманию (или решению) своей проблемы?
3. Какие вопросы возникли, какие перед собой поставили задачи?
4. Выразить свое мнение относительно экзистенциального подхода в терапии зависимостей.
5. Дать обратную связь ведущему.
(60 минут).

Список рекомендуемой литературы

1. Бюджентал Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001.
2. ван Дорцен Э. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапии. Издательство ассоциации экзистенциального консультирования, издательский проект «Экзистенциальная традиция», Ростов-на-Дону, 2007.
3. Дю Плокк С. Некоторые размышления по поводу экзистенциально-аналитического подхода к работе с зависимостями. // «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия». №4, 2004.
4. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М.: 1999.
5. Роджерс К. Становление человека. Взгляд психотерапевта. М.: Прогресс, 1994.
6. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., Республика, 2004.
7. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Примечание:
Чтобы просмотреть приложения и теоретическую часть семинара загрузите doc файл с данной программой.

(Ростов-на-Дону, 2007 г.)

Оставить комментарий

Вы должны быть войти под своим именем чтобы оставить комментарий.