Руководство по этике профессиональной деятельности Европейской ассоциации по консультированию

Приамбула

Определение консультирования

Консультирование — это деятельность, в которую вовлечены: с
одной стороны — консультант, предлагающий услуги помощника, с другой стороны —
клиент, ищущий такой помощи и поддержки. Понятие “клиент” может означать
отдельное лицо, пару или группу лиц.

Консультант предлагает клиенту отношения
сотрудничества/партнерства с целью достижения клиентом определенных целей и для
поиска/изобретения новых способов/путей жизни, которые были бы, с точки зрения
клиента, более приемлемыми/удовлетворяющими его и располагали бы большим
потенциалом. Консультант признает приоритеты клиента, его собственные ресурсы
(потенциал) и способность к самоопределению. В отличие от дружбы такие
взаимоотношения формализованы: оба участника вступают в договорные отношения и
определяют в контракте степень участия каждого из них и процедуры.

Для обеспечения эффективности консультирования Консультант
обязан регулярно встречаться со своим супервизором (опытным коллегой) для
анализа своей работы. Обсуждаемая во время супервизии информация сохраняется
как конфиденциальная.

Необходимость руководства по этике

Какой бы теоретический подход ни использовал консультант,
его взаимоотношения с клиентом обычно характеризуются неравенством с точки
зрения знаний и силы. С целью защитить клиента, и осознавая возможность
недобросовестного использования этого преимущества, консультанты признают
необходимость Руководства по этике профессиональной деятельности.

Таким образом, Руководство преследует следующие цели:

  • защитить клиентов от неэтичного использования Консультирования консультантами и студентами, обучающимися консультированию,
  • установить и поддерживать этические стандарты для членов Национальной Организации консультирования,
  • стать основой для рассмотрения жалоб.

Приминение руководства по этике

С целью защиты тех, кто обращается за помощью к
консультантам, члены Национальной Организации консультирования будут в своей
деятельности руководствоваться статьями данного документа.

Руководство по этике затрагивает профессиональную
деятельность консультантов, а не их частную жизнь, за исключением случаев,
когда последняя начинает оказывать негативное влияние на профессиональную
сферу.

Настоящее Руководство регламентирует также отношения между
преподавателями и студентами в рамках Национальной Организации
консультирования.

Консультанты в своей деятельности подчиняются действующему
законодательству.

Общие положения

  1. Уважение прав и значимости клиента.

    Консультант уважает фундаментальные права и человеческое
    достоинство клиента. Консультант признает право клиента на конфиденциальность,
    самоопределение и автономию, если они не противоречат закону и совместимы с
    другими обязательствами консультанта.

    В этой связи консультант должен:

    1. Общие требования:
      • иметь разумное уважение/эмпатию относительно системы ценностей
        клиента и его ожиданий,
      • не позволять таким факторам, как пол клиента, его сексуальная
        ориентация, неправоспособность, религиозные убеждения, раса, этническая
        принадлежность, возраст, происхождение, политические взгляды, социальное
        положение и т.п. — влиять на предоставление и качество предлагаемых услуг,
      • одновременно уметь проявлять соответствующее уважение к
        требованиям общественной морали, социальных обычаев и культурных норм,
      • способствовать росту самостоятельности клиента.
    2. Защита частной жизни и конфиденциальность:
      • позаботиться о проведении сессий консультирования в условиях,
        обеспечивающих конфиденциальность,
      • сохранять в тайне информацию, касающуюся жизни клиента, получена
        ли она напрямую или косвенно, или на основании выводов. Сюда относятся имя
        клиента, его адрес, детали биографии, а также любое описание обстоятельств
        жизни клиента, позволяющее его идентифицировать,
      • отступать от соблюдения конфиденциальности только в случае
        нарушения закона, или при возникновении опасности причинения клиентом вреда
        самому себе или кому-либо другому. Если это уместно, консультант известит об
        этом клиента, а также согласует свой поступок со своим супервизором или
        коллегами. Однако при необходимости действовать без промедления консультант
        берет всю ответственность за принятие такого решения на себя,
      • выносить на супервизию (или консультацию с коллегами) только
        необходимую для этого часть информации,
      • разъяснить клиенту границы конфиденциальности, включая возможную
        супервизию, при заключении с ним первичного контракта,
      • хранить и использовать записи (письменные, электронные, видео,
        аудио) таким образом, чтобы гарантировать неприкосновенность частной жизни
        клиента.
    3. Добровольность и право выбора:
      • иметь согласие клиента на все стадии консультирования, уважать
        право клиента завершить работу в любое время,
      • в рамках контрактных отношений предоставлять возможность
        пересмотра ранее заключенного контракта,
      • при намерении консультанта вступить в контакт с иным
        профессионалом, оказывающим  услуги клиенту, получать согласие клиента на такую
        встречу,
      • осуществлять аудио-  и  видео-запись консультирования только с
        согласия клиента,
      •  разрешать третьим лицам присутствовать на сеансе
        консультирования только с согласия клиента,
      • при публикации научных исследований с использованием случаев из
        практики, изменять до неузнаваемости конкретные детали в интересах сохранения
        анонимности клиента, после чего получать согласие клиента на такую публикацию.
  2. Компитентность.

    Консультанты должны поддерживать высокий уровень
    профессионализма в своей работе. Они признают границы своей компетенции и
    пределы собственной экспертизы. Они предлагают только такие услуги и используют
    только такие техники, для которых получена высокая квалификация в ходе обучения
    и опыта.

    Признаком компетентности является признание консультантом
    таких периодов в своей жизни, когда он временно не может исполнять обязанности
    консультанта.

    В этой связи консультант обязан:

    1. Осознание этических норм:
      • изучать и понимать требования настоящего Руководства по этике,
    2. Пределы компетенции:
      • предлагать и предоставлять только те услуги, в которых
        консультант компетентен,
      • признавать границы своей компетенции и не выходить на их рамки,
      • воздерживаться от консультирования клиентов, когда на процесс
        консультирования могут оказать влияние личные или эмоциональные проблемы
        консультанта, его болезни, принятие алкоголя и любые другие осложнения,
    3. Постоянный профессиональный рост:
      • постоянно следить за уровнем своей компетентности и заботиться о
        профессиональном росте.
  3. Ответственность консультанта перед клиентом и обществом.

    Консультанты осознают свою ответственность как перед
    клиентом, так и перед социумом, в котором работают и живут.

    В этой связи они должны:

    1. Общие требования:
      • следить за результатами и оценивать эффективность своей
        профессиональной деятельности,
      • выполнять свои функции таким образом, чтобы не подорвать доверие
        общества к профессии консультирования,
      • проявлять должное уважение к своим коллегам.
    2. Непричинение вреда:
      • устанавливать и поддерживать необходимые границы в отношениях с
        клиентом (о чем он изначально должен быть осведомлен),
      • принимать все возможные меры для того, чтобы во время
        консультирования клиенту не был нанесен физический или психологический вред.
    3. Дополнительная забота о клиенте:
      • при необходимости направлять клиента к другим квалифицированным
        консультантам или иным профессионалам,
      • при таком перенаправлении клиента обеспечить ему поддержку до тех
        пор,  пока не будет установлен контакт клиента со специалистом, к которому он
        был переадресован,
      • предварительно и с ответственностью оценить, не причинит ли вреда
        клиенту подобное его переадресование к другому специалисту,
      • при необходимости оказать содействие тому специалисту, к которому
        переадресован клиент (с целью избежать дублирования в работе или приложения
        усилий в противоположном направлении).
  4. Честность.

    Честность является одним из основных требований, предъявляемых к консультантам. Поэтому консультанты признают
    ограниченность своей компетенции и заботятся о том, чтобы получать необходимую
    поддержку и супервизию от своих коллег. В своей профессиональной деятельности
    они должны проявлять честность, искренность и уважение к другим. Вступая в
    деловые отношения, консультанты проясняют с участниками этих отношений роль
    каждого из них (включая консультанта), и впоследствии стараются действовать в
    этих строго определенных рамках.

    С этой целью консультанты обязаны:

    1. Признание пределов своей компетенции и сил:
      • обеспечивать высокий уровень заботы о самих себе с целью исключения ситуаций (таких, как “сгорание”,
        зависимости и т.п.), которые могли бы негативно сказаться на эффективности
        консультирования или причинить кому-либо вред,
      • следить за своим самочувствием и
        обращаться за профессиональной помощью, если личные ресурсы значительно
        истощены,
      • регулярно получать профессиональную супервизию пропорционально объему своей работы с клиентами,
      • если необходимо, обращаться к коллегам в качестве консультируемого.
    2. Честность и точность:
      • заботиться о том, чтобы устно,
        письменно и в печати, точно и честно указывалось их образование, последующее
        обучение, опыт, членство в соответствующих организациях и качество предлагаемых
        услуг (это касается  как самопрезентации, так и  презентации себя коллегами),
      • давать минимальную информацию в рекламе: имя, соответствующая квалификация, адрес, номер телефона, приемные
        часы, теоретическая ориентация и краткое описание предоставляемых услуг,
      • заключать с клиентом ясный и четкий контракт, включающий частоту и время встреч, условия оплаты, условия
        завершения или расторжения контракта. Согласие клиента с условиями контракта
        необходимо получить до начала консультирования. Любые существенные изменения в
        контракте должны быть согласованы с клиентом до их вступления в силу,
      • избегать преувеличения или преукрашивания предлагаемых услуг.
    3. Конфликт интересов и эксплуатация:
      • полностью осознавать динамикувзаимоотношений в процессе консультирования и не допускать эксплуатации клиента
        в финансовом, сексуальном, эмоциональном отношении или иным способом, как в
        процессе консультирования, так и по его завершении,
      • осознавать проблематичную природу двойных ролевых отношений (например, со студентами, коллегами, персоналом или
        клиентами) и признавать, что не всегда возможно избежать их (например,
        предлагая услуги в маленьком сообществе). Там, где это возможно, консультант
        должен избегать таких двойных отношений, а там, где невозможно, консультант
        должен предпринять все необходимые шаги для защиты интересов всех вовлеченных,
      • где это возможно, консультант
        должен избегать конфликтов интересов, которые могли бы сказаться на отношениях
        с клиентом, а там, где это невозможно, консультант должен открыто обсудить этот
        конфликт нитересов с клиентом,
      • предлагать равнозначные услуги независимо от того, являются ли услуги платными или бесплатными,
      • обращаться за услугами супервизора или консультанта, когда возникает конфликт интересов,
      • заботиться о том, чтобы супервизор
        не играл иной важной роли в жизни консультанта.
    4. В отношении коллег:
      • обращать внимание коллеги на нарушение им этических принципов, а если это не приводит к изменению поведения,
        вынести (конфиденциально) этот вопрос на закрытое обсуждение в Комитете по
        этике ОППЛ.

Оставить комментарий

Вы должны быть войти под своим именем чтобы оставить комментарий.