Язык экзистенциальных измерений бытия человека
Согласно экзистенциальной теории проф. Эмми ван Дорцен, бытие каждого человека протекает в четырех параллельных экзистенциальных измерениях:
- физическом,
- социальном,
- психологическом (интимном или душевном),
- духовном.
Несмотря на то, что эти измерения параллельны, они тесно взаимосвязаны между собой и в той или иной степени присущи каждому из нас. Вопрос лишь в том, насколько ярко и глубоко они представлены у каждого конкретного человека.
Так, например, человек, живущей преимущественно в физическом измерении, в большей степени ориентирован на удовлетворение своих витальных (физиологических, биологических) потребностей. Это так называемая гедонистическая жизненная позиция, при которой все остальные сферы жизнедеятельности: социальная, личностная и, тем более, духовная отходят на второй план, становятся либо второстепенными, либо совершенно не значимыми для него.
Если же человек живет преимущественно в социальном измерении, то он ориентирован, прежде всего, на удовлетворение и реализацию социальных потребностей: продвижение по карьерной лестнице, повышение собственного социального статуса, признание в обществе и т.д. и т.п. При этом все остальные измерения подчиняются социальному, становясь лишь источником средств достижения социальных целей.
Преобладание того или иного экзистенциального измерения в жизни человека является вполне нормальным, однако, когда оно становится явно доминирующим, происходит нарушение (дисгармония) бытия этого человека, что сопровождается возникновением у него тех или иных психологических проблем. Как правило, переживаются эти нарушения как неудовлетворенность качеством своей жизни и сопровождается утратой смысла существования или выполняемой деятельности, потерей жизненных ориентиров (или опор), дальнейшим сужением экзистенциальных измерений бытия. В крайних случаях, ограниченность экзистенциальных измерений бытия человека приводит к развитию депрессивных состояний, вплоть до суицидального синдрома.