Фрустрация тенденции самоактуализации Как этиологический фактор формирования и развития современных психологических проблем, а также ряда неврологических и психосоматических заболеваний

Введение

Приступая к этой, на мой взгляд достаточно непростой работе, необходимо обсудить три базовых положения, на основе которых построены все мои дальнейшие заключения.

Во-первых, необходимо отметить, что я являюсь сторонником тех теорий, которые утверждают, что практически каждый человек обладает определенными задатками, способностями, интересами, стремлениями и увлечениями (в дальнейшем личностный потенциал) в той или иной области человеческой деятельности. Более того, каждый человек обладает более или менее выраженной потребностью в реализации этого потенциала и в постоянном развитии собственной личности. Другими словами, в этом вопросе я полностью разделяю точку зрения основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу и К. Роджерса.

Вторым моментом, на который мне хотелось бы обратить внимание в самом начале этой работы является тот факт, что далеко не каждый человек в условиях современного, стремительно изменяющегося общества может реализовать свой личностный потенциал, а если и реализует, то не в полной мере. Одной из основных причин столь низкого уровня реализации личностного потенциала является жесткий социальный прессинг, значительно ограничивающий, а, зачастую, и подавляющий развитие личности. Любое же ограничение или подавление процесса развития личности человека неизбежно приводит к фрустрации потребности постоянного развития и реализации его личностного потенциала. Утверждая это положение я опираюсь на теории Э. Фромма, Э. Берна, В. франкла и др. представителей, преимущественно, экзистенциально-гуманистической психологии.

И, наконец, по моему мнению, фрустрация потребности в развитии и реализации своего личностного потенциала (пользуясь Роджеровской терминологией [], тенденции самоактуализации) становится одной из основных причин возникновения целого ряда психологических проблем современного человека, в том числе и все возрастающего количества случаев и разновидностей психосоматических и неврологических заболеваний, а также играет значительную роль в формировании большинства социо-культурных проблем современного общества.

Обобщая и резюмируя эти три положения можно вывести базовый тезис настоящей работы:

Фрустрация развития и реализации личностного потенциала человека, в условиях стремительно изменяющегося современного общества, приобретая функцию триггера, запускающего «программу саморазрушения», является значительным этиологическим фактором целого ряда как чисто психологических проблем, так и психосоматических и неврологических заболеваний этого человека.

Цель настоящей работы: актуализировать данную проблему и наметить пути дальнейшего ее исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • формулировать поставленную здесь проблему и представить некоторые, на мой взгляд самые значительные, причины ее возникновения;
  • обосновать ее актуальность;
  • — описать психологические механизмы формирования и «запуска» «программы саморазрушения»;
  • — рассмотреть процесс развития тенденции саморазрушения;
  • — связать этапы ее развития с возростными периодами развития личности.

1. Постановка проблемы

Итак, Практически каждый человек обладает неким личностным потенциалом: интересы, стремления или способности к какой-либо деятельности. Однако , зачастую, эти интересы или этот род деятельности идут в разрез со сценарием его жизни, заданным прежде всего его родителями. Кроме родительского неодобрения, ограничения или прямого запрета, эти интересы могут оказаться неприемлемыми в среде сверстников этого человека, в результате чего он сам или его интересы становятся объектом насмешек или откровенных издевательств с их стороны. И, наконец, ограничивающую развитие человека роль играет современная система образования . Затем семья, дети, работа и т.д. и т.п. «С С самых первых месяцев ребенка учат не только что делать, но и также что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. А кроме того, ему говорят, быть ли ему победителем или проигравшим, и как кончится его жизнь. Все эти инструкции запрограммированы в его уме и его мозге так же прочно, как если бы они были перфокартами, заложенными в память компьютера. В более поздние годы то, о чем он думает как о своей независимости или своей автономии, является просто свободой выбирать определенные карточки, но по большей части на них остаются те же самые отверстия, которые были нанесены на них вначале. Некоторые люди получают оживляющее чувство свободы, восставая, что обычно означает одно из двух: 1) либо они вытаскивают пачку карточек, напечатанных в раннем детстве, которую они еще не использовали никогда раньше, 2) либо они переворачивают некоторые карточки наоборот и делают противоположное тому, о чем они говорят. Часто это просто сводится к следованию инструкции на особой карточке, которая гласит: «Когда тебе стукнет 18 (или 40), воспользуйся этой новой пачкой карточек, или переверни следующие карточки задом наперед». Другой тип восстания следует инструкции: «Когда тебе стукнет 18 (или 40), выбрось подальше все карточки из серии А и оставь вакуум». Тогда этот вакуум должен быть заполнен так быстро, как только возможно новыми мгновенными программами, которые можно получить из наркотиков или от революционного лидера». [1.]

Но все эти причины являются только внешними, социальными факторами, препятствующими развитию личностного потенциала человека. Кроме уже перечисленных, Сюда же можно отнести материальное положение и социальный статус семьи, в которой развивается личность человека, а также ряд демографических факторов. Безусловно, все они играют важнейшую роль в процессе формирования и развития личности, но в вопросах самоопределения и духовного развития решающее значение приобретает иной, по Франклу, «человеческий фактор» [11.], [12.]. Убедительным подтверждением этого положения является тот факт, что далеко нередки случаи, когда представители малообеспеченных слоев общества из провинций с успехом добиваются своей цели, в полной мере реализуя свой личностный потенциал. В то же самое время, дети из обеспеченных семей, имеющие практически неограниченные возможности для своего развития, зачастую, всецело отдаваясь влиянию гедонистических потребностей, становятся хроническими алкоголиками или наркоманами. Более того, представители одного и того же социального слоя, и даже дети, воспитывавшиеся в одной семье, а, следовательно, и подвергавшиеся влиянию одних и тех же социальных факторов, ограничивающих их развитие, совершенно по-разному устраивают свою дальнейшую жизнь.

Однако следует признать, что лишь немногие, наиболее сильные, целеустремленные, жесткие личности способны преодолеть этот прессинг со стороны окружающих и добиться желаемой цели, реализовав свой личностный потенциал. Подавляющее же большинство людей не могут противостоять всеобщему давлению, поэтому, со временем, они сдаются, признавая правоту большинства: «ведь не могут все окружающие быть не правы, а я один прав». С возрастом они и сами убеждают себя в том, что их интересы ни что иное как плод детских фантазий, юношеского идеализма и максимализма и, что пора, наконец, повзрослеть и начинать заниматься «настоящим делом».

Приняв это решение, такие люди, как правило, начинают попытки реализовать себя в других полезных, социально более значимых областях деятельности. Истинные же их интересы и способности при этом подавляются или вытесняются, а их место занимают привнесенные извне ценности и интересы: карьера, престиж, обеспечение семьи, попытки оградить своих детей от повторения собственных ошибок и т.д. Происходит замещение истинных, индивидуальных интересов человека социально одобренными и полезными, но являющимися, по сути, их суррогатом. Более того, хотя и подавленные, истинные интересы и способности человека им не забываются, и воспоминания о них, особенно в период экзистенциальных кризисов: окончание школы и проблема выбора профессии, окончание вуза или колледжа и проблема дальнейшего трудоустройства, различные семейные кризисы, особенно выход детей в самостоятельную жизнь, выход на пенсию и др., актуализируются в виде самобичевания, сожаления о бесплодно прожитых годах, осознания бессмысленности своей жизни и т.п. А это, в конечном итоге, неизбежно приводит либо к наркотизации, либо к невротизации.

Но это в «лучшем» случае. Зачастую, осознав и смирившись с невозможностью реализации своего личностного потенциала, А, по большому счету, с невостребованностью своих способностей в обществе, ненужностью его как личности, человек сразу здается. Он даже не пытается реализовать себя в какой-либо иной сфере деятельности. А если внешние обстоятельства и вынуждают его чем-то заниматься (например, по требованию родителей поступить в вуз и обучаться какой-нибудь абсолютно безразличной ему специальности), то делает он это крайне небрежно, используя любые доступные средства, уклоняется от этого занятия. Как известно, наиболее доступным и распространенным средством избежания негативных переживаний является алкоголь (и др. Наркотические средства). Именно поэтому в последних случаях процесс наркотизации (реже невротизации) начинается значительно раньше, еще в юношеском возрасте. Вместе с тем, В последние годы все большую остроту приобретает проблема так называемой «интернет-зависимости», поскольку возрастающее с каждым днем количество всевозможных виртуальных реальностей (разнообразнейшие компьютерные игры и интернет-реальности типа «Internet Life»), наряду с алкоголем и наркотиками стало «отличным» средством ухода от действительности.

На первый взгляд может показаться, что здесь имеет место противоречие: с одной стороны, я утверждаю решающее значение «человеческого фактора» в процессе развития личности, а с другой, неоднократно подчеркиваю ограничивающую это самое развитие роль социальных факторов. Устраняя это противоречие я еще раз хочу подчеркнуть, что социум действительно оказывает значительное давление на личность, во многом ограничивая ее развитие. А поскольку этому давлению, в большей или меньшей степени, подвергаются практически все, решающее значение приобретает «человеческий фактор», роль которого состоит в том, что человек сам, сознательно или бессознательно, выбирает путь дальнейшего своего развития: либо полностью подчиняется этому давлению, либо, с различной степенью успешности противостоя ему, реализует свой личностный потенциал.

Говоря об актуальности рассматриваемой проблемы необходимо отметить, что ее обострение в последние десятилетия связано, как мне кажется, прежде всего с предоставлением современному человеку формальной свободы выбора и его самоопределения. Второй, не менее значительной причиной, способствующей ее актуализации, является информационный бум, ставший основной характеристикой культурной жизни человечества второй половины XX, начала XXI веков. Если, даже не в столь отдаленном прошлом, рождение человека в той или иной социальной среде определяло не только его дальнейшую судьбу, но и круг допустимых его статусу интересов и стремлений, то в настоящее время каждый современный человек, благодаря новейшим средствам коммуникации, имеет практически неограниченный доступ к богатейшему и разнообразнейшему наследию мировой культуры. В результате этого произошло расширение «картины мира» рядового человека, заключенной ранее в рамках социальной среды и границах ареала его обитания, а это, в свою очередь, повлекло за собой вполне закономерное и неизбежное расширение и сферы его индивидуальных интересов и стремлений.

Однако социум не обладает такой мобильностью как отдельные его представители. Поэтому большинство социальных институтов до сих пор не адаптировали свои стратегии взаимоотношений с отдельной личностью, являющейся составляющей их единицей, к стремительно изменяющимся тенденциям в современной культуре. В связи с этим, активно манифестируемые в наши дни демократия и свобода воли, выбора и самоопределения до сих пор остаются формальными. А это ни что иное как так называемый «двойной сигнал», который неизбежно ведет к утрате большинством подвергаемых его воздействию людей чувства безопасности, массовой конформизации и, как следствие, резкому увеличению в их среде неврозов и психосоматических заболеваний, психозов и различных девиантных форм самовыражения.

2. Психологические механизмы формирования и развития «программы саморазрушения»

Приступая к описанию психологических механизмов рассматриваемой проблемы, необходимо подчеркнуть, что все ниже следующие положения, пока, являются результатом теоретических построений, поэтому могут рассматриваться лишь в качестве рабочей гипотезы, состоятельность которой должны прояснить последующие исследования.

В качестве основного психологического механизма означенной здесь проблемы, как мне кажется, можно рассматривать (пользуясь Роджеровской терминологией) фрустрацию «тенденции самоактуализации» [7.]. Другими словами, потребность человека в постоянном развитии своего личностного потенциала и его стремление к самосавершенствованию и самовыражению, наталкиваясь на непреодолимые, на его взгляд, препятствия, приобретают функцию триггера, «запускающего» «программу саморазрушения», прежде всего, личности этого человека, а также и физического его здоровья.

Этот механизм также можно определить и в терминах психоанализа. «Libido», как позитивная энергетическая потенция человека, направленная на созидание его личности и продуктивную деятельность, наталкиваясь на некое препятствие, как бы отражается от него и, меняя направление, становится «tonatos», деструктивной энергетической потенцией, направленной на разрушение, вообще и саморазрушение, в частности. Однако, в отличие от психоаналитических теорий, я предпочел бы говорить о продуктивном и деструктивном началах в человеке не как о двух антагонистических феноменах, а как об однородной энергетической потенции, которой человек, возможно, своим к ней отношением, задает направление ее развития: продуктивное или деструктивное.

Т. о., фрустрированная «тенденция самоактуализации», в нашем случае, становится тенденцией саморазрушения. В дальнейшем тенденция саморазрушения может развиваться по двум векторам: экстраверсии и интроверсии. Иначе говоря, развитие этой тенденции по первому вектору выражается, преимущественно, внешне: Формирование негативизма -> демонстративное противопоставление себя обществу -> развитие девиантных форм поведения: Алкоголизм, наркомания, преступность и т.д. -> в конечном итоге деградация личности. Если же тенденция саморазрушения развивается по второму вектору, то она выражена, преимущественно, внутренне: намеренное или бессознательное снижение уровня самооценки -> постепенная утрата чувства самоценности, а в результате, деиндивидуализация -> формирование и развитие конформизма -> возникновение депрессивных состояний -> невротизация: развитие классических неврозов и психических расстройств, ипохондрии и различных психосоматических заболеваний и т.д. -> в крайних случаях развитие суицидального синдрома.

Разумеется, выделение этих двух векторов развития тенденции саморазрушения условно, т. к. процесс деиндивидуализации, зачастую, сопровождается и усугубляется внешними факторами: алкоголь, наркотики и т.д., а противопоставивший себя обществу человек не лишен конформизма; в среде наркоманов и среди негативистски настроенных подростков очень часто встречаются депрессии и суициды, а конформизм нередко имеет внешнее выражение в различного рода экстремистской деятельности и т.д.

3. Этапы развития тенденции саморазрушения

Как видно из вышеприведенной схемы, тенденция саморазрушения, и в первом, и во втором случаях, развивается поэтапно. Очевидно, что для развития одного этапа и формирования следующего требуется некоторое время. Поэтому, также условно, из всего жизненного пути человека можно выделить несколько отрезков, для которых характерно протекание того или иного этапа развития тенденции саморазрушения. По моим предварительным наблюдениям, развитие тенденции саморазрушения почти совпадает с этапами развития личности Э. Эриксона [15.].

Безусловно, подобное выделение неких отрезков жизни человека и привязка к ним каких бы то ни было этапов развития того или иного феномена, является, как и любая классификация или типологизация психологических феноменов, грубой примитивизацией существующего положения вещей. Результатом такого подхода всегда является создание некоей идеальной, а зачастую абстрактной, конструкции, однако, как мне кажется, если не забывать об идеальности или абстрактности этой конструкции, ее все же можно использовать в качестве модели для исследования рассматриваемого феномена.

Итак, предположим, что ребенку с детства были предоставлены благоприятные условия для полноценного его развития, и к двенадцати годам он стал интересующимся, стремящимся к чему-либо человеком. Приблизительно до 18 – 20 лет он, как правило, остается таковым под влиянием идеалистических представлений об окружающем его мире и о своих безграничных возможностях. Но к 18 –20 годам идеалистическая «картина мира», наталкиваясь на суровую действительность жизни, иногда кардинальным образом, преобразуется.

Начиная с этого момента и приблизительно до 23 – 25 лет начинается процесс «торможения» его развитие. Именно в этот период, осознавая «невозможность» реализации и «фантастичность» своих проектов или интересов, человек значительно снижает планку самооценки и своего уровня притязаний. В этот период у него появляется некоторая осторожность ко всему новому, подвергаются сомнению и критике собственные, как реальные, так и потенциальные возможности, начинается лихорадочный поиск своего предназначения и смысла своей жизни и т.п. Приближаясь к 23 – 25 летнему возрасту и понимая, что «пора бы уже и повзрослеть», человек начинает постепенно отказываться от прежних, как правило, оригинальных, новаторских, зачастую противоречащих существующим и общепринятым в данный момент представлениям о действительности, своих проектов, интересов и увлечений. А это, в свою очередь, требует и отказа этого человека от претензий на оригинальность, неповторимость, исключительность его личности, и становится причиной отказа от оригинальности, или развития различных девиаций самовыражения. Это, как мне кажется, и является первым его шагом к деиндивидуализации.

Т. о., с 23 –25 летнего возраста человек начинает утрачивать свою индивидуальность и к 30 –33 годам становится конформной личностью. Поскольку в этот период у таких людей заканчивается процесс формирования собственной «картины мира», у них формируется и развивается «здоровый» скептицизм: отвержение, страх и сознательное избежание всего нового, ненашедшего отражения, а, следовательно, угрожающего их «картине мира». Поэтому все новаторские или оригинальные идеи или предложения воспринимаются ими довольно агрессивно и отвергаются как несостоятельные, глупые, а потому не заслуживающие их внимания. Именно в этот период, по-моему, и происходит остановка развития и начинается постепенный регресс. Связано это с тем, что процесс развития неизбежно влечет за собой открытие все новых и новых явлений, возможностей и т.д., а, следовательно, и их принятия. Но для этого необходимо постоянное изменения, совершенствование собственной «картины мира», что абсолютно неприемлемо для рассматриваемого типа людей. Кроме этого, в этот период у них начинает накапливаться внутреннее напряжение, связанное со сдерживанием или подавлением своих естественных интересов, стремлений и увлечений. Процесс сдерживания и подавления в этот период наиболее интенсивен, поскольку человек еще довольно хорошо помнит свои юношеские увлечения и вынужден бороться с искушением возвратиться к некоторым из них.

В период с 30 –33 по 40 – 45 лет у человека происходит дальнейшее накопление этого внутреннего напряжения, что к концу этого периода приводит к возникновению у него депрессивных состояний. А результатом длительной депрессии, как известно, является развитие какого-либо невроза. В этот период человек ведет «спокойную», размеренную жизнь в строго очерченных и охраняемых рамках своего мира. Поэтому все новое уже не просто отвергается им, новизна и оригинальность воспринимается таким человеком болезненно, она его пугает, поскольку угрожает привычной стабильности его бытия. Более того, такой человек, будучи уверен в истинности и незыблемости своей «картины мира», являясь, как правило, к этому времени родителем или учителем, вполне естественно воспитывает ребенка в соответствии со своим представлением о мире. Результатом этого является использование такими людьми в процессе воспитания, порой жестоких, методов пресечения у ребенка различных, на их взгляд, девиаций, извращений и приведения их (детей) в соответствие со своим представлением о правильном поведении, интересах, занятиях и т. д.

Как я уже отмечал, к 40 – 45 годам у такого человека развивается какой-нибудь невроз или психосоматическое заболевание. Усугубляется этот процесс кризисом сорока лет у мужчин и предклимактерическим кризисом у женщин. Подобное положение вещей приводит к тому, что выходя на пенсию, такой человек является полностью опустошенным, разбитым и незнающим куда себя деть. А результатом всего этого является скоропостижное (в лучшем случае за 10 лет) угасание этого человека. Причем последнее десятилетие он проводит в постоянных недомоганиях, болезнях и страдании. По данным министерства здравоохранения за 2001 год 61% мужчин и 38% женщин в России умирают или тяжело заболевают в течение года после выхода на пенсию.

Однако, как уже говорилось, предложенная модель построена из предположения, что до подросткового возраста ребенок воспитывался в благоприятных для всестороннего развития условиях. Если же он, с самого своего детства, воспитывался авторитарными методами, то очевидно смещение всех этапов развития тенденции саморазрушения на более ранние стадии его развития. В этом случае уже к 18 – 20 годам общество получит в свои ряды еще одного конформного, а к 25 – невротика или болезненного индивида. В этой связи стоит, как мне кажется, обратить внимание на феномен шизофрении. Известно, что большая часть случаев шизофрении начинается именно в возрасте 18 – 25 лет у лиц с высокими показателями IQ [3.]. Кроме того, развитие тенденции саморазрушения может пойти по первому вектору. В этом случае в подростковом возрасте формируются различные формы негативизма, в 18 – 25 летнем возрасте такой человек обычно уже противопоставляет себя обществу (как правило, прибиваясь к какому-либо неформальному или экстремистскому движению или группе), зачастую еще с подросткового возраста такие люди прибегают к различным формам бегства от реальности или самих себя: алкоголь, наркотики, в современное время всевозможные виды виртуальных реальностей и т. д.

Т. о., учитывая все эти сложности и условности, связанные с выделением этапов развития тенденции саморазрушения и привязки их к определенным возрастным категориям, возможно целесообразно не ограничиваться исследованием этапов развития, и рассмотреть возможность выделения нескольких типов адаптации личности к окружающему ее миру (или форм или степеней противостояния личности влиянию подавляющих ее развитие факторов внешнего мира).

4. Типы адаптации

Очевидно, что практически на всех представителей того или иного общества оказывается приблизительно одинаковое воздействие этого самого общества. Однако, несмотря на это, различные его представители совершенно по-разному реагируют на оказываемое на них воздействие: от абсолютного подчинения установленным требованиям и растворения в социуме, до противопоставления себя ему или индифферентного к нему отношения. Поэтому, для облегчения исследования, можно, как мне кажется, выделить несколько наиболее общих типов (или форм) адаптации личности к ограничивающим и подавляющим ее развитие влияниям общества.

Критерием выделения типов (или форм) адоптации, в данном случае, может послужить Юнговское представление о «масштабе личности [8.]», а личность определить в данном случае как степень представленности информации об индивиде в сознании других людей» [?].

Итак, по предварительным наблюдениям, можно выделить четыре типа адоптации личности к ограничивающим и подавляющим влияниям общества: конформный, самовыражающийся, директивный и самоактуализирующийся, При описании этих типов, для краткости и наглядности, используя терминологию Э. Берна, я буду придерживаться представления о жизни как об игре по определенным правилам.

Поскольку конформный и самоактуализирующийся типы уже подробно описаны во множестве теорий и монографий [4], [5], [6], я не буду здесь углубляться в их анализ, а ограничусь лишь определением их в терминах игры и правил к ней. Согласно принятой терминологии, развитие личности по конформному типу приводит к безоговорочному, некритичному принятию человеком навязываемых ему правил игры, а главной характеристикой самоактуализирующейся личности является индифферентное ее отношение к правилам этой игры, ее состояние «вне игры».

Переходя к описанию второго, самовыражающегося типа, стоит отметить, что в моем представлении это самый сложный и возможно противоречивый тип. Дело в том, что сюда я отношу совершенно разнообразных представителей общества, которых объединяет лишь один фактор — их стремление к самовыражению. В результате этого здесь необходимо выделить несколько ориентации развития личности: центральный и два маргинальных.

Развитие личности в соответствии с центристской ориентацией происходит в рамках установленных правил игры. Такие люди, в процессе самовыражения, подчеркивают не присущие им типологические черты как конформные, а индивидуальные черты своей личности. К этому типу можно отнести, прежде всего, творческие, артистические натуры: художники, поэты, актеры и музыканты, большинство спортсменов, выдающихся ученых или мастеров своего дела, некоторых политиков и общественных деятелей и т. п.

Развитие же в соответствии с маргинальными (назовем их правой и левой) ориентациями характеризуется либо балансированием поведения такой личности на грани дозволенного правилами, либо вообще выходит за эту грань. Самовыражение в таких случаях принимает форму протеста или открытой борьбы этой личности против существующих правил и ограничений. К правой ориентации можно отнести различных правозащитников, диссидентов, представителей андэграунда в искусстве и т. д., а к левой – разного рода преступные элементы.

Личность, развивающаяся по директивному типу, не признает никаких правил или ограничений. Самовыражение такой личности характеризуется нарушением всех существующих правил и установлением своих собственных, которые, сразу или со временем, признаются большинством представителей его общества. К этому типу можно отнести, прежде всего, так называемых духовных учителей (или наставников) и великих завоевателей (или революционеров), величайших ученых и философов, а также культовых писателей, поэтов, художников и музыкантов, творчество которых послужило толчком либо к возникновению и развитию нового стиля или направления в своей области, либо вообще определило дальнейшее культурное развитие общества и т.п.

Литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди.

2. Берн Э. Секс в жизни человека.

3. Кемпински А. Психология шизофрении. СПб., 1998.

4. Лири Т. История будущего. М., 1999.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1982.

6. Маслоу А. Психология бытия. М.,

7. Роджерс К. Становление человека. Взгляд психотерапевта. М., издательская группа Прогресс универс, 1994.

8. Франкл В. Общий экзистенциальный анализ. // Франкл В. В борьбе за смысл. М., 1988.

9. Франкл В. Человек перед вопросом о смысле. М., 1988.
9) Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

10. Фромм Э. Человек для себя. Минск, Коллегиум, 1992.

11. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., Ленато, 1996.

12. Юнг К. Г. О становлении личности. // Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., Канон, 1998. с. 186-208.

(Ростов-на-Дону, 2003) г.)

Оставить комментарий

Вы должны быть войти под своим именем чтобы оставить комментарий.