«Любовь стараясь удержать…» (экзистенциальная фильмотерапевтическая группа)

Программа экзистенциальной фильмотерапевтической группы из цикла «Нелюбовь в нашей жизни» (2008 г.)

Тема:
Сексуальная и эмоциональная зависимость от партнера и др. страсти, затмивающие или испытывающие на прочность любовь. В основе терапевтической работы лежит просмотр и обсуждение фильма Л. Фон Трийера «Рассекая волны» с дальнейшим экзистенциальным анализом заявленных проблем участников.

В последние годы в современной нашей культуре Все больше и больше искажается и извращается понимание любви и отношение к ней современных людей. Есть люди, считающие, что любви нет, что она им не нужна, что они вполне благополучно и счастливо проживут и без нее. Есть и такие уникумы, которые утверждают, что любовь – это атавизм, что любовь и проявление др. чувств только мешает современному «успешному» человеку продвигаться по служебной лестнице и т.п. В остальных же случаях, понимание любви просто подменяется другими состояниями и переживаниями: страсть, эмоциональная зависимость, чувство собственничества, секс, самоутверждение за счет другого человека, в лучшем случае, привязанность или влюбленность – вот далеко не полный перечень жизненных ситуаций, которые мы скрываем под яркой и красочной вывеской «Любовь».
Однако, без любви полноценная жизнь невозможна. И большинство из нас это, если и не осознает, то подсознательно чувствует. Переживается это, как правило, либо как неудовлетворенность своей жизнью (не смотря на внешние успешность и благополучие), либо как ощущение пустоты и бессмысленности своей жизни, либо как общая эмоциональная напряженность или тревожность и др.
Но основная проблема все же не в этом, а в том, что эта подмена и извращения чувств не локальны, а пропагандируются в мировом культуральном масштабе. А это неизбежно приводит к тому, что у современного человека, особенно среди молодежи, все больше и больше увеличивается разрыв между внутренней потребностью в проявлении своих эмоций и чувств (в том числе, конечно, и любви) и внешними социальными установками, блокирующими и обесценивающими эти чувства. В результатечего в душе этого человека возникает пустота, которую необходимо заполнить. А заполняем мы ее, как правило, все теми же социально пропагандируемыми ценностями, о которых говорилось выше.

Общие цели цикла:
— Дезавуировать переживания и жизненные ситуации, скрывающиеся под масками любви;
— Определить их место и значение в жизни клиента и степень зависимости от них;
— Показать возможные пути к реальным эмоциям и чувствам.

Терапевтические цели группы:
— Показать и обсудить степень влияния социальных и культуральных установок на эмоциональную жизнь участников и степень их зависимости эт этих установок;
— Наметить пути и средства освобождения от этих установок;

Актуальные проблемы клиентов:
— Эмоциональная или сексуальная зависимость от отношений;
— Собственническое отношение к партнеру: «Удержать при себе любым способом»;
— Спасательская позиция в построении близких отношений: «Цена жертвы любви»;

Задачи:
— Разработать тематические лекции по данному курсу;
— Подготовить раздаточный материал;
— Организовать круг знакомства и снятия терапевтического запроса группы и каждого из ее участников;
— Обсудить и принять правила групповой работы;
— Напомнить (или огласить) основные принципы экзистенциальной психологии и терапии;
— Обеспечить условия для демонстрации фильма и дальнейшего его обсуждения;
— Организовать терапевтическое пространство для индивидуальной работы участников по их запросу;
— Подвести итоги работы группы.

Методы групповой работы:
— Мини-лекции – тематические сообщения ведущего;
— Демонстрация фильма Л. Фон Трийера «Рассекая волны»;
— Экзистенциальный анализ запроса участников;

Регламент:
— Форма работы – групповая;
— Формат группы – экзистенциальная фильмотерапевтическая группа;
— Целевая группа – клиенты, держащиеся или спасающие «безнадежно» разрушенные отношения; испытывающие трудности с завершением или выходом из травмирующих или бесперспективных отношений;созависимые;
— Количество участников – 8 -12 человек;
— Время работы – 20 академических часов (два рабочих дня +4 часа);
— Примечание – большее количество участников допустимо при условии увеличения общего времени, например, 15 человек – 3 полных рабочих дня, 18-20 – 4 дня;
— Место проведения – ____________________

Техническое оснащение:
— Тренинговый зал площадью не менее 30 М/2 для свободного размещения 8-12 человек;
— Офисные стулья (по количеству участников);
— Наличие жалюзи или портьер для затемнения помещения на время просмотра фильма;
— Цветной телевизор с диагональю экрана не менее 54 см. и DVD плейер для просмотра;
— Комплект (по количеству участников) авторучек и писчей бумаги для нужд участников.

План групповой работы:

1. Введение.
1.1. Представление и вводное слово ведущего;
1.2. Краткое представление участников группы по схеме: имя – возраст -рофессия или род деятельности;
1.3. Организация терапевтического пространства:
— Оглашение регламента работы;
— Обсуждение и принятие правил групповой работы;
— Ответы ведущего на вопросы участников.
(45 мин.)

2. Сбор банка проблем участников группы:
— С чем пришли на группу (формулировка проблемы);
— Какого результата ожидаете от работы (формулировка терапевтического запроса);
— Какой помощи ждете от группы? (Формулировка трудностей);
— Уточняющие запрос вопросы группы.
(3-5 ч.)

3. Просмотр фильма Л. Фон Трийера «Рассекая волны».
(2 ч. 32 мин.)

4. Обсуждение фильма и экзистенциальный анализ заявленных проблем участников по следующей схеме:
— О чем для вас был этот фильм?
— Были ли фрагменты (если «Да», то какие именно, на которых вы «выключались?»
— Какие эпизоды, сцены или герои оказались самыми близкими, значимыми, пронзительными для вас?
— Какие вопросы поставил перед вами этот фильм?
— Что вам нужно, чтобы на них ответить? Чем в этом может помочь группа?
— Экзистенциальный анализ индивидуальных запросов участников (по мере их готовности).
(Все оставшееся время).

5. Подведение итогов группы.
(1 ч. 30 мин.)

(Ростов-на-Дону, 2008 г.)

Оставить комментарий

Вы должны быть войти под своим именем чтобы оставить комментарий.