Сотрудничество и конкуренция (Видеотренинг)

Программа видео-тренинга профессионального роста. Контрольная работа к одноименному курсу (2004 г.)

1) Какую бы сферу профессиональной деятельности для дальнейшей своей специализации мы ни выбрали, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью взаимодействовать с другими людьми: начальством или подчиненными, сотрудниками или сослуживцами, клиентами или заказчиками – нет такой профессии, которая не требовала бы от нас наличия хотябы элементарных коммуникативных навыков. Однако каждый вид деятельности и каждая производственная ситуация, для наиболее оптимального их разрешения, требуют различных способов взаимодействия с окружающими. Можно выделить такие способы взаимодействия, как: сотрудничество, конкуренция, конфронтация, конфликт, манипуляция и т.п. Каждому из нас, в большей или меньшей степени, знакомы все эти способы взаимодействия. Однако каждый из нас в своем поведении, как правило, предпочитает какой-либо один из существующих способов, которым мы пытаемся разрешить все (или большинство) возникающих ситуаций (в том числе и производственных).
Очевидно, что не все из приведенных способов взаимодействия продуктивны, а некоторые из них явно деструктивны – не способствуют, а препядствуют достижению наших целей, не облегчают, а осложняют выполнение той или иной задачи. К продуктивным способам относятся сотрудничество и, в некоторых отраслях профессиональной деятельности, конкуренция (спорт, торговая сфера: брокеры, дистрибьюторы и др.). Очевидно также и то, что конкуренция в чистом виде не может быть продуктивной: для обеспечения своей конкурентоспособности мы обязательно должны сотрудничать либо со своей командой, либо с заказчиком, либо с клиентом. В противном случае, конкуренция перестает быть эффективным способом разрешения тех или иных задач и превращается либо в конфронтацию, либо в конфликт. Но даже эти, на первый взгляд негативные способы взаимодействия, в определенных ситуациях и при правильном к ним отношении могут стать полезными не только для оптимизации той или иной профессиональной деятельности, но и для приобретения новых навыков общения или для профессионального роста.
Незнание этих тонкостей, неумение распознать ситуацию и выбрать адекватный ей способ взаимодействия, а если распознали, то затруднения с отказом от привычного и переключением на оптимальный, в значительной мере снижают производительность труда, качество выполняемой работы, удовлетворенность своей профессией и создают еще много дополнительных трудностей в общении.
Целью данного тренинга является выявить типичный или предпочитаемый участниками способ взаимодействия с окружающими, приобрести навыки продуктивных способов взаимодействия (сотрудничество и конкуренция) и научиться адекватному их применению и варьированию в своей профессиональной деятельности.

2) задачи тренинга:
— Выявить предпочитаемые способы взаимодействия участников;
— показать ограниченность стереотипного реагирования во всех (или в большинстве) возникающих ситуациях взаимодействия;
— показать пользу и продуктивность сотрудничества;
— показать пользу, продуктивность и целесообразность конкуренции;
— тренировка навыков позитивного использования конфронтации и конфликта;
— расширение репертуара способов взаимодействия с окружающими (развить навыки сотрудничества и «здоровой» конкуренции).

3) Организационные вопросы проведения тренинга:
а) Данная программа разработана для проведения в гетерогенной группе не более 10 человек; студентов первых курсов вузов или профессионально-технических учреждений: в возрасте 17 – 20 лет; семейное положение и сфера профессиональной деятельности (специализация) роли не играет.
б) Для проведения тренинга требуется тренинговый зал общей площадью не менее 30м\2; с ковровым покрытием. Хорошо проветриваемый: наличие двух больших или трех окн, снабженных раскрывающимися/раздвижными рамами или фрамугами, либо Сплит системой/кондиционером. Обязательно наличие жалюзи/плотных портьер для затемнения окон при видеопросмотре. Для обеспечения благоприятных условий для качественной видеосъемки желательна ориентация окн помещения на запад/юго-запад, либо отсутствие затенения: близстоящие строения, деревья и т.п., а также помещение должно быть оснащено полноценной и исправной системой дневного освещения:
в) Для размещения и обеспечения рабочих условий участников, ведущего и ассистента требуется: 12 мягких комбинированных стульев, снабженных выдвижным планшетом для письма; письменный стол для работы ведущего и ассистента; тумбочка или подставка для телевизора и видеоплейера; профессиональная стойка для видеокамеры — для оптимизации условий работы оператора.
г) Оборудование: видеокамера, цветной телевизор с диагональю экрана не менее 21 дюйм, видеоплейер – для съемки и просмотра видеозаписи.
д) Расходный материал: 5 мини-кассет для видеокамеры продолжительностью 120 минут (или 7 кассет продолжительностью 90 минут); ватман и яркий (красный, коричневый или черный) маркер для фиксирования и представления принятых групповых правил и норм; бумага, карандаши, фламастеры и шариковые ручки — для конспектирования и выполнения заданий (в расчете на 10 человек).
е) Раздаточный материал: именные шильды;
ж) Для проведения и воспроизведения видеозаписи необходимо привлечение ассистента-оператора, владеющего навыками мобильной съемки.
з) Общая продолжительность тренинга: 20 часов. Проводится за 5 сиансов продолжительностью 4 часа. Для работы рекомендуется использовать вторую половину дня (17:00 – 21:00) в рабочие дни недели.

4) основная часть
Данная программа рассчитана на двадцати часовую групповую работу. Тренинг проводится за пять сеансов по 4 часа каждый.

Сеанс 1. «Вводное занятие». (4 часа).
1. Вводная лекция ведущего. (5 минут).
Задачи лекции:
— Ознакомить участников с темой тренинга, его основной целью и задачами;
— предоставить участникам возможность освоиться в новом пространстве, Визуально познакомиться с группой.
(текст лекции см. прил. 1.)

2. Знакомство. (60 минут).
Задачи:
— непосредственное знакомство участников с ведущим, ассистентом и между собой;
— адаптация в новой группе;
— настрой на групповую работу.
После вводной лекции ведущий предлагает участникам представиться. Для скорейшего включения участников в групповую работу, предлагается игровой вариант процедуры знакомства.
Участникам предлагается выбрать какой-либо личный предмет (расческу, сумочку, авторучку…) и от его имени представить своего хозяина и рассказать о нем что-нибудь интересное или примечательное (чем этот человек отличается от других). Первым представляется ведущий, затем ассистент, затем остальные члены группы по мере готовности. Затем желающие могут задавать вопросы (каждое представление две, три минуты).
Приблизительная схема представления:
— Кто он (имя, чем занимается, основные интересы);
— Цели, с которыми пришел на этот тренинг;
— Чего ждет от предстоящих занятий;
— Что может и что готов сделать на группе для достижения поставленных целей.

3. Обсуждение и принятие групповых норм и правил работы. (30 минут).
Задачи:
— включение участников в групповую работу;
— замотивировать ответственное их отношение к предстоящей работе;
— составить первичное представление о предпочитаемых способах взаимодействия.
После процедуры знакомства ведущий предлагает участникам обсудить и принять групповые нормы и правила дальнейшей работы. Обсуждение проходит в форме групповой дискуссии. Если в ходе обсуждения не были приняты следующие нормы, их предлагает ведущий: «безопасность», «конфиденциальность», «ответственность», правило «стоп» (Полное описание правил см. прил. 2.). Для начала дискуссии ведущий может предложить к опсуждению одну из этих норм. Совместно принятые нормы и правила записываются на листе ватмана и до конца работы группы вывешиваются на экране сообщений.

4. Разминка: «Мотивация» (60 минут).
Задачи:
— включить участников в совместную групповую деятельность;
— выявить мотивацию и готовность каждого из участников к продуктивной совместной работе;
— выявить и поддержать Я-концепцию участников, а также сделать ее достаточно понятной для других;
— Предоставить участникам возможность сравнить уровень своей самооценки с оценкой своих способностей и возможностей окружающими.
Упражнение проводится в три этапа (полное описание и инструкцию см. прил 3.):
А) Ведущий предлагает каждому из участников нарисовать следующую схему: в середине листа нарисуйте квадрат и впишите в него такие особенности вашей личности, которые вам кажутся важными для работы в этой команде. Вокруг квадрата напишите те личностные качества, которые вы не можете использовать в профессиональной деятельности, потому что, с вашей точки зрения, они не нужны и, более того, являются даже неуместными (На эту процедуру отводится 20 минут).
Б) Затем участникам предлагается по очереди представить свои схемы. Остальные участники могут поделиться своими впечатлениями от увиденного (на обсуждение отводится 15 — 20 минут).
Обсуждение представленных схем строится вокруг двух центральных вопросов:
— Какими личностными проявлениями надо пожертвовать во время работы?
— Какие свойства личности все же можно интегрировать в профессиональную жизнь?
В) Наиболее острые этапы обсуждения снимаются на пленку, демонстрируются участникам и обсуждаются наиболее яркие стили ведения дискуссии (20 –25 минут).

5. Упражнение «Веревочки». (40 минут).
Задачи:
— Сплочение команды;
— развитие навыков совместной деятельности и взаимопомощи в группе;
— показать ограниченность стереотипного поведения в нестандартной ситуации;
— развитие лидерских способностей: предоставить участнику возможность принять ответственное решение в критической ситуации и решительно его осуществить.
Упражнение также проводится в три этапа (полное описание и инструкцию см. прил 4.):
А) Ведущий приглашает пятерых добровольцев для участия в игровой ситуации и предлагает им выбрать капитана. Капитану завязывает глаза и опоясывает его поясом, с четырьмя прикрепленными веревочками (спереди, сзади и по-бокам). Затем ведущий просит одного из оставшихся вне игры участников пробежаться по комнате и в разных (желательно труднодоступных) местах разложить пять каких-нибудь предметов (ручки, карандаши, ключи и т.д.). Ведущий засекает время и предлагает команде участников провести капитана к этим предметам, чтобы он их собрал. Для выигрыша необходимо это сделать за то время, которое потратил помощьник плюс две минуты. При этом участники не имеют права давать капитану вербальные подсказки, они могут только направлять его действия посредством веревочек. (Процесс поиска и сбора снимается на пленку. Продолжительность первого этапа 5 – 7 минут).
Б) По истечении установленного времени команда останавливается и игровая ситуация меняется. Теперь глаза завязываются всем членам команды, а капитану развязывают повязку и он становится их проводником. Ведущий снова просит помощьника, теперь уже не торопясь, пройтись по комнате и разложить те же пять предметов, но уже в легкодоступных местах. Ведущий засекает время. Для выигрыша команда должна опередить помощьника, т.е. собрать предметы быстрее, чем он их разложил. При этом капитану дается напутствие: в отличие от предыдущего этапа, у тебя нет никаких ограничений; для достижения цели можешь делать все, что посчитаешь необходимым. (Процесс поиска также снимается на пленку. На этот этап отводится 3 – 5 минут).
В) Просмотр видеозаписи ситуаций и их обсуждение (30 минут).
Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
— Как чувствовали себя участники в отведенных им ролях: Какие ощущения испытывали участники, ведущие капитана; что чувствовал и думал в этот момент сам капитан;
— Какие трудности испытывали поводыри;
— Какие действия команды помогали, а какие усложняли выполнение задания капитану;
— Что можно было бы сделать членам команды, чтобы ускорить и облегчить капитану выполнение поставленной задачи;
— Что чувствовали участники на втором этапе;
— Что чувствовали и думали члены команды, оказавшись брошенными своим капитаном (обсуждается только в том случае, если капитан выбрал и осуществил единственно верный путь разрешения ситуации);
— Какие трудности или сомнения испытал капитан, принимая это решение;
— Что чувствовали и подумали в этот момент наблюдатели (обсуждаются также только в случае правильного выполнения задания);
— Какие действия капитана или команды могли бы ускорить выполнение этого задания (обсуждается только тогда, когда команда не справляется с заданием – 90% случаев);
— Что нового для себя вынес каждый из членов группы из этого упражнения.

6. Подведение итогов сеанса. (30 минут).
Ведущий отвечает на оставшиеся после занятия вопросы участников, а затем предлагает им высказаться по следующей схеме:
— что я чувствую по окончании сеанса;
— что нового сегодня я о себе узнал;
— что нового, вообще, для себя открыл;
— чего жду от последующих сеансов;
— что я готов предложить или сделать для группы на последующих занятиях.

Сеанс 2. «Способы разрешения и трансформации конфликта». (4 часа).
1. Вводное собеседование. (15 минут).
Задачи:
— Переключить участников на работу в группе;
— вербализовать переживания, опасения, мотивы и цели по поводу предстоящего занятия.
Когда группа собралась и все участники расселись по своим местам, ведущий предлагает каждому участнику высказаться по следующей схеме:
— с чем пришли сегодня, с каким настроем;
— чего ждете от предстоящего занятия;
— Что хотелибы получить и что готовы сегодня сделать для работы;
— что этому может помешать.
— что или кто вам может помочь сегодня или поддержать.

2. Вступительная лекция ведущего. (5 минут).
Задачи:
— дать определение конфликта, рассказать о динамике и различных его формах;
— ознакомить участников с целями и задачами этого занятия.
(полный текст лекции см. прил. 5.)

3. Разминка. «Приветствие». (30 минут).
Задачи:
— включение участников в групповую работу;
— дать очередную возможность участникам расслабиться, освоиться в группе;
— показать привычные шаблоны поведения в новой, незнакомой ситуации;
— предоставить возможность отследить реакцию окружающих на свое поведение.
Ведущий просит участников подняться, разойтись и начать хаотичное движение по залу. Перемещаясь от одного человека к другому, участники приветствуют друг друга и налаживают коммуникацию с теми, с кем возникнет желание пообщаться. При этом они получают инструкцию, согласно которой за все время упражнения они не могут произнести ни одного слова. Вся коммуникация строится на невербальном уровне: жесты, прикосновения, мимика, поза и т.п. Во время выполнения этого задания осуществляется видеосЪемка. (Полное описание и инструкцию см. прил. 10. на эту часть отводится 5 минут).
Затем просмотр видеозаписи и обсуждение (25 минут). Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
— что вы чувствовали обращаясь к другим членам группы;
— какие испытывали переживания, когда к вам кто-нибудь обращался;
— какие сложности или затруднения возникли во время выполнения этого задания;
— что (или кто) помогло вам справиться с этими трудностями;
— какие шаблоны поведения в незнакомой ситуации вам открылись;
— как вы оцениваете реакцию окружения на ваше поведение;
— какие выводы вы можете сделать после выполнения этого упражнения.

4. Групповая дискуссия: «Виды конфликтов и способы их разрешения». (60 минут).
Приблизительные направления дискуссии:
— какие конфликты, по вашему мнению, являются деструктивными, а какие продуктивными;
— что чаще всего становится причиной разногласий и конфликтов;
— какие конфликты или конфликтные ситуации можно преобразовать в позитивные, а какие, по вашему убеждению, этому не подлежат;
— какие пути и способы разрешения конфликтных ситуаций вам знакомы, и в каких случаях они применимы;
— какую позицию, обычно, вы занимаете в конфликтных ситуациях и каким образом конфликтуете;
— какова степень вашей готовности, на данный момент, изменить свое отношение к конфликтам и перестроить привычный стиль реагирования в конфликтной ситуации.

5. Упражнение «Сократовский диалог». (50 минут).
Задачи:
— показать целесообразность и результативность заинтересованности и понимания точки зрения собеседника;
— выработать навыки сбора достоверной информации о позиции оппонента;
— тренировка сдержанности и дисциплинированности в конфликтных ситуациях.
Ведущий приглашает двоих добровольцев. Он предлагает им выбрать интересующую их обоих острую проблему, точки зрения на которую у них диаметрально противоположны или значительно расходятся. Затем им предлагается разыграть диалог по определенным жестким правилам (полное описание и инструкцию см. прил. 6.) Упражнение проводится в четыре этапа:
А) вначале один из участников задает второму вопросы, уточняющие и конкретизирующие его позицию в отношении поставленной проблемы. Второй участник искренне и максимально полно отвечает на поставленные вопросы. Задающий вопросы старается избегать оценочных, критичных или провацирующих вопросов и замечаний, он может только указывать и уточнять у оппонента его собственные противоречия. (5 минут).
Б) На втором этапе участники меняются ролями. (5 минут).
В) третий этап – это просмотр видеозаписи диалога и его обсуждение в группе (30 минут). На обсуждение выносятся следующие вопросы:
— что вы чувствовали, когда задавали вопросы;
— а когда отвечали на них;
— что мешало или что помогало задаватьвопросы/отвечать на них;
— Удалось ли вам приблизиться к точке зрения вашего собеседника, понять его позицию;
— что увидели в этом диалоге и отметили для себя наблюдатели;
— что, по их мнению, мешало собеседникам сблизиться;
— что, кому из участников и в какой момент их беседы можно было бы сделать, какой конкретно вопрос задать, чтобы расширить свое представление о точке зрения партнера;
— что нового для себя вы вынесли из этого упражнения.
Г) После обсуждения всем членам группы предлагается разделиться по парам и самим потренироваться в этом упражнении (участников показательного упражнения ведущий просит выбрать нового партнера). (10 минут).

6. Упражнение «Проработка конфликтов в тройках». (60 минут).
Задачи:
— моделирование конфликтной ситуации, максимально приближенной к реальной;
— предоставить участникам возможность открыто проговорить возникающие между ними разногласия и небольшие конфликты;
— проработать возможные стратегии их разрешения;
Ведущий предлагает участникам в течение нескольких минут подумать, с кем из присутствующих за прошедшие два дня у них возникали споры, противоречии и конфликты, или кого из них он не до конца понимает. Затем ведущий предлагает участникам разбиться на тройки: двое конфликтующих и наблюдатель.
Упражнение протекает в два этапа (полное описание и инструкцию см. прил. 7.):
А) Конфликтующим сторонам предлагается точно сформулировать суть своих противоречий и в доступной форме высказать их партнеру. Затем каждый по очереди рассказывает партнеру о тех моментах своей жизни, которые определили его взгляды, его чувства и поведение. Это может быть монолог, начинающийся с воспоминаний детства и включающий в себя рассказ о важных для него людях и событиях. Каждый должен постараться показать партнеру, что привело его именно к такой позиции в конфликте, чем он руководствовался в своих действиях. Затем участники должны своими словами обобщить то, что они услышали от партнера. Супервизор может помогать участникам, когда это кажется ему уместным. (40 минут).
Б) Затем участники рассаживаются по своим местам и на группе делятся полученным опытом. (20 минут). Обсуждение строится вокруг следующих вопросов:
— что вы теперь чувствуете и как воспринимаете ваши разногласия С ПАРТНЕРОМ;
— какие затруднения вы испытывали выполняя это задание;
— Какой именно прием (или приемы) помог вам прийти к взаимопониманию;
— Что примечательного или интересного происходило между конфликтующими сторонами (обратная связь от супервизоров);
— что нового для себя вы вынесли из этого упражнения;
— как вы отреагируете, если когда-нибудь снова столкнетесь с подобной проблемой.

7. Подведение итогов сеанса. (20 минут).
Ведущий отвечает на оставшиеся после занятия вопросы участников, а затем предлагает им высказаться по следующей схеме:
— что я чувствую по окончании сеанса;
— что нового сегодня я о себе узнал;
— что нового, вообще, для себя открыл;
— чего жду от дальнейшей работы;
— что я готов предложить или сделать для группы на последующих занятиях.

Сеанс 3. «Секреты взаимопонимания». (4 часа).
1. Вводное собеседование. (15 минут).
Задачи:
— Переключить участников на работу в группе;
— вербализовать переживания, опасения, мотивы и цели по поводу предстоящего занятия.
Когда группа собралась и все участники расселись по своим местам, ведущий предлагает каждому участнику высказаться по следующей схеме:
— с чем пришли сегодня, с каким настроем;
— чего ждете от предстоящего занятия;
— Что хотелибы получить и что готовы сегодня сделать для работы;
— что этому может помешать;
— что или кто вам может в этом помочь или поддержать.

2. Вступительная лекция ведущего. «Секреты взаимопонимания». (5 минут).
Задачи:
— обозначить наиболее распространенные в нашей культуре коммуникативные барьеры;
— представить участникам основные условия и средства эффективной коммуникации и взаимопонимания;
— ознакомить участников с целями и задачами этого занятия.

3. Разминка. «Предложение и запрос». (40 минут).
Задачи:
— включение и настрой участников на работу в группе;
— продемонстрировать преимущества открытого общения перед привычным, с намеками, недоговорками и догадками;
— тренировка навыков прямого обращения (или запроса) и открытой обратной связи.
Ведущий предлагает всем участникам подняться, разойтись и начать свободное хаотичное движение по залу. Перемещаясь таким образом, участники должны выбрать одного или нескольких партнеров и, поочередно к ним обращаясь, поЭкспериментировать с двумя предложениями, ничего не комментируя и не задавая вопросов. Первое предложение должно начинаться со слов: «Я могу предложить тебе.. «, а второе — со слов: «Я бы хотел от тебя…». Партнер должен молча выслушать это обращение и, если он тоже захочет сказать о своих ожиданиях или пожеланиях этому человеку, он может подойти к нему позже и сделать это. Упражнение снимается на пленку. (Подробное описание и инструкцию см. прил. 8. На эту часть упражнения отводится 7 минут).
Затем следует просмотр видеозаписи этой сетуации и групповое ее обсуждение (33 минуты). Высказывания участников строятся по следующей схеме:
— как вы себя чувствовали, открыта высказывая свои пожелания или обращение;
— что чувствовали, когда вам открыто о них заявляли;
— какие затруднения и в какой роли вы испытывали в процессе выполнения этого упражнения;
— какие именно действия, слова или чувства партнера вызывали у вас отклик;
— что нового для себя вы вынесли из этого упражнения;
— каков, по вашему мнению, процент вашей готовности к открытому общению.

4. Упражнение «Исследование проекций». (50 минут).
Задачи:
— помочь членам группы разобраться в чувствах (положительных или отрицательных), которые вызывают у них другие участники группы;
— научиться эти чувства открыто выражать;
— тренировка навыков отслеживания собственных проекций и проекций партнера.
Ведущий предлагает участникам сосредоточится и проанализировать свои чувства и отношение к другим членам группы (5 минут). Затем предлагает выбрать кого-нибудь себе в пару (желательно выбрать человека, с которым еще не работал в паре), к которому он испытывает наиболее сильные или яркие чувства (положительные или отрицательные).
Упражнение протекает в три этапа (полное описание и инструкцию см. прил. 9.):
А) Один из партнеров должен произнести речь, которая основана на том, что думает оратор о своем партнере, что он видит в нем хорошего или неприятного, какие качества он ему приписывает и каких действий от него ожидает (5 минут). Партнер выслушивает молча, а по окончании монолога дает обратную связь, где отмечает, какие из предположений верны, а какие нет (2 минуты).
Б) Затем партнеры меняются ролями (также 5 + 2 минуты).
В) По окончании этого диалога участники возвращаются на свои места и делятся своими впечатлениями и открытиями (30 минут). Обсуждение строится по следующей схеме:
— Что вы чувствовали, когда партнер предъявлял свое представление о вас;
— что вы чувствовали описывая свое видение и понимание партнера;
— какие при этом трудности вы испытывали;
— удалось ли отследить реакцию партнера на ваше описание;
— что вам мешало это сделать;
— что показала вам обратная связь партнера;
— в какой мере вы проецировали на партнера свои собственные качества или качества значимых для вас людей;
— каков процент вашей готовности применять полученные в этом упражнении навыки в повседневной жизни.

5. Упражнение «Выражение чувств». (90 минут).
Задачи:
— закрепить навыки выявления и выражения чувств;
— научить проводить четкую грань между своими и чужими чувствами;
— преодолеть барьер, затрудняющий выражение негативных переживаний;
— показать целесообразность и необходимость пазитивного завершения любой конфликтной ситуации.
упражнение протекает в четыре этапа (полное описапние и инструкцию см. прил. 11.):
А) Ведущий предлагает участникам (по желанию или по мере готовности), обратившись к конкретному члену группы, высказать ему все те переживания: обиду, возмущение, непонимание или причину раздражения, которые он к нему испытывает, но до сих пор об этом не заявлял. Эта процедура протекает по строго установленным правилам (см прил. 11.) Ведущий следит за неукоснительным их соблюдением. Этот этап снимается на видеопленку. (10 минут).
Б) Когда все желающие выразят свои отношения, они получают возможность обсудить это друг с другом: объяснить причины своего поведения, выразить свое несогласие с обвинениями, высказать свое отношение к говорившему – дать друг другу обратную связь и попытаться прийти к взаимопониманию. Наиболее яркие моменты обсуждения также снимаются. (20 минут).
В) Затем участникам предлагается высказать друг другу свои симпатии, поделиться позитивными чувствами. Им должно быть не трудно сделать это, так как обычно после выражения негативных переживаний наступает значительное облегчение. (10 минут).
Г) Просмотр видеозаписи и обсуждение полученных в процессе выполнения данного задания впечатлений и результатов (50 минут).
Обсуждение выстраивается вокруг следующих вопросов:
— что вы чувствовали высказывая свои претензии;
— какие затруднения при этом испытывали;
— что с вами было после высказывания;
— что вы чувствовали и думали, когда вам в глаза высказывали свое мнение о вас или отношение;
— трудно ли было сдержаться от возражений, оправданий или ответных обвинений;
— какие трудности возникали на втором этапе;
— что помогло их преодолеть;
— как вы чувствовали себя после процедуры улаживания противоречий и недопонимания;
— какие трудности возникали при переключении на выражение позитивных чувств;
— что нового вы открыли для себя благодаря этому упражнению;
— как вы поведете себя в реальной ситуации, аналогичной этой.

6. Упражнение «Идеальная пара» (10 минут).
Задачи:
— немного размяться, подвигаться;
— переключиться, сбросить эмоциональное напряжение;
— тренировка внимания, целостности восприятия и способности вычленить из потока информации нужный кластер;
Ведущий предлагает каждому участнику вытянуть карточку со словом, составляющим логическую пару (осмысленное словосочетание) с каким-то другим словом, также находящимся в этом комплекте карточек: 1. белый снег; 2. холодный дождь; 3. сильный ветер; 4. теплый чай; 5. черный кофе.
Участникам предлагается запомнить это слово, а карточку спрятать (например в карман), чтобы никто не увидел слово, которое на ней написано. Затем ведущий предлагает участникам подняться и разойтись по залу, и дает следующую инструкцию: «Закройте, пожалуйста, глаза и начинайте двигаться по залу, произнося в слух слово, которое было написано на вашей карточке. Ваша задача найти свою «вторую половину». Встретившись с ней, останавливайтесь и вместе ждите окончания упражнения. Не торопитесь, хорошо исследуйте все возможные сочитания, поскольку многие пары вам покажутся логическими, но они не будут «идеальными», а некоторые из-за неправильного вашего выбора могут вообще остаться без пары! На выполнение этого задания у вас есть 7 минут».

7. Подведение итогов сеанса. (30 минут).
Ведущий отвечает на оставшиеся после занятия вопросы участников, а затем предлагает им высказаться по следующей схеме:
— что я чувствую по окончании сеанса;
— что нового сегодня я о себе узнал;
— что нового, вообще, для себя открыл;
— чего жду от дальнейшей работы;
— что я готов предложить или сделать для группы на последующих занятиях.

Сеанс 4. «Сотрудничество как продуктивный метод взаимодействия». (4 часа).
1. Вводное собеседование. (15 минут).
Задачи:
— Переключить участников на работу в группе;
— вербализовать переживания, опасения, мотивы и цели по поводу предстоящего занятия.
Когда группа собралась и все участники расселись по своим местам, ведущий предлагает каждому участнику высказаться по следующей схеме:
— с чем пришли сегодня, с каким настроем;
— чего ждете от предстоящего занятия;
— Что хотелибы получить и что готовы сегодня сделать для работы;
— что этому может помешать;
— что или кто вам может в этом помочь или поддержать.

2. Вступительная лекция ведущего. «Сотрудничество как продуктивный метод взаимодействия». (5 минут).
Задачи:
— обобщить полученные на предыдущих занятиях представления о сотрудничестве и конкуренции;
— ознакомить участников с целями и задачами этого занятия.

3. Разминка. «Проговаривание чувств». (10 минут).
Задачи:
— настроиться на групповую работу;
— закрепление полученных на прошлом занятии навыков выражения чувств;
— тренировка искренности и открытости;
— создание доверительной атмосферы для повышения эффективности предстоящей работы.
Это упражнение выполняется с мячом. Ведущий предлагает участникам подняться и стать в круг. Участники, перекидывая друг другу мяч, должны искренне высказать, вначале то, что они в данный момент чувствуют сами, а затем то, что они чувствуют по отношению к тому человеку, которому бросают мяч. Каждая фраза должна начинаться словами: «сейчас я испытываю (радость, раздражение, интерес, агрессию и т.п.)», или: «Мне кажется, что сейчас ты испытываешь…».

4. Упражнение «Я и другие». (60 минут).
Задачи:
— выявить уровень и адекватность самооценки участников;
— развить умение соотнести диапазон личной компетентности с компитентностью других членов группы и гармонично включиться в групповую деятельность;
Упражнение проводится в два этапа (подробное описание и инструкцию см. прил. 12.):
А) Ведущий предлагает каждому из участников обойти всю группу и, сев по очереди перед каждым из участников, сказать ему два предложения. Первое из них должно начинаться со слов: «У меня лучше, чем у тебя получается «. Второе предложение должно начинаться со слов: «У меня хуже, чем у тебя, получается «. Партнер молча его выслушивает. На этом этапе производится видеозапись всех высказываний. (15 минут).
Б) Когда все участники обойдут круг, им предлагается просмотреть видеозапись и обсудить результаты этого упражнения. Обсуждение строится вокруг следующих вопросов:
— какие чувства вы испытывали, выполняя это задание;
— что вы чувствовали, когда вам прямо высказывали свое мнение о своей и вашей компетентности;
— Какие трудности вы испытывали при выполнении этого упражнения;
— что помогло с ними справиться;
— что нового вы открыли для себя в процессе выполнения этого задания;
— какие выводы вы сделали, и готовы ли сейчас применить новые знания и навыки на практике.

5. Игра «Встреча двух цивилизаций». (120 минут).
Задачи:
— развития у участников тренинга умений понимать друг друга;
— тренировка навыков эффективного взаимодействия (сотрудничества) в критической ситуации;
— выявить нравственные установки участников и их готовность к сотрудничеству;
— предоставить участникам возможность сделать ответственный выбор между сотрудничеством и конкуренцией;
— развитие стратегического мышления.
Сюжет игры:
Космическая экспедиция с Земли обнаружила необитаемую планету, недра которой оказались насыщены разнообразными полезными ископаемыми и стратегически важными видами сырья. Но практически одновременно с землянами на эту планету высадились представители иной высокоразвитой цивилизации, тоже заинтересовавшиеся природными ресурсами планеты. Заметив присутствие друг друга, и земляне, и инопланетяне укрылись в своих космических кораблях, приведя в боевую готовность нейтронные орудия и ручные бластеры. Эта планета крайне необходима и той и другой цивилизации. По-видимому, вооруженного столкновения не избежать. Вопрос в том, кто начнет первым, то есть на кого ляжет ответственность за развязывание военного конфликта. Началось тягостное ожидание.
Впрочем, еще остается возможность мирно договориться. Но между кораблями нет связи, и чтобы высказать свои предложения, необходимо покинуть корабль и выйти наружу. Это риск: соперники могут не сделать такого же шага, а просто уничтожить конкурентов.
Игра проводится в два этапа (Полное описание и инструкцию см. прил. 13):
А) Группа делится на две команды (способы деления — самые разнообразные). Жребием определяется, какая из команд земляне, а какая — инопланетяне. В этой игре командыам придется решать, как поступить: выйти из корабля и предложить мирные переговоры, или начать боевые действия. совершив десять ходов. В зависимости от выборов команд складываются разные ситуации, оценка которых в баллах приведена в таблице (см. прил. 13.).
За пять минут, отводимых на каждый ход, команды должны принять решение. В случае, если решение за это время не принято, то команда штрафуется на 3 балла. Голосовать можно сколько угодно раз, но если при окончательном голосовании есть люди, поднявшие руки «против», то за каждого из них команда лишается 1 балла. Решение команд передает соперникам ведущий или его ассистент. Побеждает тот, кто после десяти ходов наберет максимальное количество баллов.
Наиболее острые или наглядные моменты обсуждения одной и другой команды снимаются на пленку. (всего 50 минут).
Б) Просмотр видеозаписи и обсуждение результатов. (70 минут). Обсуждение строится вокруг следующих вопросов:
— какие чувства преобладали в течении игры;
— с какими трудностями или препятствиями вы столкнулись;
— что (или кто) помогло их преодолеть;
— какую позицию, преимущественно, вы занимали в процессе обсуждения;
— как часто вам удавалось отстоять свою точку зрения (или что мешало это сделать);
— насколько полно вы разделяли групповое решение;
— какое впечатление, в общем, осталось у вас от работы в этой группе;
— что нового вы открыли для себя в этой игре;
— каков процент вашей готовности применить в реальной жизни приобретенные сегодня знания и навыки.

6. Подведение итогов сеанса. (30 минут).
Ведущий отвечает на оставшиеся после занятия вопросы участников, а затем предлагает им высказаться по следующей схеме:
— что я чувствую по окончании сеанса;
— что нового сегодня я о себе узнал;
— что нового, вообще, для себя открыл;
— чего жду от дальнейшей работы;
— что я готов предложить или сделать для группы на последующих занятиях.

Сеанс 5. «Закрепление пройденного и подведение итогов работы». (4 часа).
1. Вводное собеседование. (15 минут).
Задачи:
— Переключить участников на работу в группе;
— вербализовать переживания, опасения, мотивы и цели по поводу предстоящего занятия.
Когда группа собралась и все участники расселись по своим местам, ведущий предлагает каждому участнику высказаться по следующей схеме:
— с чем пришли сегодня, с каким настроем;
— чего ждете от предстоящего занятия;
— Что хотелибы получить и что готовы сегодня сделать для работы;
— что этому может помешать;
— что или кто вам может в этом помочь или поддержать.

2. Вступительная лекция ведущего. (5 минут).
Задачи:
— ознакомить участников с целями и задачами этого занятия.

3. Разминка. «Попасть в круг». (50 минут).
Задачи:
— выявить наиболее типичные способы и ошибки самопрезентации участников;
— показать реакцию окружения на эти способы самопрезентации;
— тренировка способности соотносить свои потребности и интересы с потребностями и интересами коллектива;
— научиться органично включаться в новый, уже сплоченный коллектив;
Упражнение проводится в три этапа (полное описание и инструкцию см. прил. 14.):
А) Ведущий предлагает участникам подняться, стать в круг и взяться за руки. Затем он приглашает добровольца стать главным участником игры. Он выходит за дверь, а ведущий дает оставшимся инструкцию: впустить участника в круг только после его прямой просьбы: «впустите меня, пожалуйста!» (или любые другие варианты прямой просьбы). Когда инструкция усвоена, ведущий приглашает главного героя и дает ему задание попасть в круг. Поиск решения и реакция круга снимаются на пленку. (5 минут).
По истечении этого времени игра останавливается, даже в том случае, если участник не найдет правильного решения и не выполнит задания. Еслит же участник справляется с заданием раньше, тогда ведущий предлагает перейти ко второму этапу упражнения.
Б) Теперь ведущий приглашает троих добровольцев, которые также выходят за дверь. На этот раз инструкция кругу меняется: впускать нового человека только в том случае, когда он предложит сделать что-либо полезное для круга или чем-либо заинтересует его участников в обмен на разрешение войти в круг. Когда инструкция будет понята и принята всеми членами круга, ведущий приглашает войти первого участника и дает ему задание попасть в круг. Если участник справляется с заданием быстрее чем за 2 минуты, то сразу приглашается следующий. Если же он с заданием не справляется, то второй участник приглашается через две минуты, третий – еще через две. Все они получают одно и тоже задание: найти способ попасть в круг.
Каждый из участников имеет на выполнение этого задания по 5 минут. Таким образом, от начала выполнения задания до его конца отводится 10 минут: (5 -3) +(5 -3) +5 +1. Если участник не справляется с выполнением этого задания, то фактически, он имеет на его выполнение все 9 минут, соответственно, второй – 7, третий – 5 минут. Съемка на этом этапе осуществляется от начала выполнения задания до его конца. (10 минут).
В) Просмотр видеозаписи и обсуждение результатов упражнения (35 минут). Обсуждение строится вокруг следующих вопросов:
— Что вы чувствовали и что думали, когда вас не пускали в круг;
— как реагировали участники круга на несанкционированные или вероломные попытки проникновения в круг;
— Что помешало прямо попросить пустить в круг (обсуждается только в том случае, если участник на первом этапе не справился с заданием);
— какие именно трудности возникали у участников на втором этапе;
— что (или кто) помогал с ними справиться;
— Что нового для себя открыли вы благодаря этому упражнению;
— готовы ли использовать полученные знания и навыки в аналогичных ситуациях в реальной жизни.

4. Игра «Катастрофа в пустыне». (120 минут).
задачи:
— отработать навыки поведения в дискуссии: умения вести диспут, быть убедительным;
— изучить на конкретном материале динамику группового спора;
— открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике;
— потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов;
— научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги.
Сюжет игры:
Перелетавший пустыню самолет терпит катастрофу и падает посреди песков. Группа пассажиров (в количестве кратном участникам тренинга) чудом остается в живых. Они не знают своего точного местонахождения, но известно, что до ближайшего населенного пункта не менее трехсот километров. Под обломками самолета обнаруживаются пятнадцать предметов, оставшихся неповрежденными после катастрофы.
Главной задачей участников является проранжировать эти предметы в зависимость от их ценности и полезности в данной ситуации: №1 – самый необходимы предмет, №2 – менее ценный и т.д. до №15 – самого безполезного сейчас предмета.
Эта игра проводится в четыре этапа (подробное описание и инструкцию см. прил. 15.):
А) участникам предлагается расчертить чистый лист бумаги на две колонки, и в левую колонку вписать все 15 предметов, согласно предложенной схеме. На данном этапе участники работают в индивидуальном порядке. (15 минут).
Б) Участники объединяются в пары, и, теперь уже совместно, распределяют эти же предметы и записывают их в правую колонку. (10 минут).
В) участники возвращаются в круг и начинают совместное обсуждение. Во-первых, они должны совместно выработать стратегию выхода из сложившейся ситуации: оставаться на месте и ждать помощи или пробиваться к ближайшему населенному пункту. А затем, в зависимости от выбранной стратегии, распределить все предметы согласно предложенной схеме. Наиболее острые или показательные моменты этой дискуссии снимаются на пленку. (35 минут).
Г) После дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры (60 минут). Обсуждение строится вокруг следующих основных вопросов:
— Удовлетворен ли каждый из вас лично результатами прошедшего обсуждения;
— Что вызвало вашу удовлетворенность (неудовлетворенность);
— Как по-вашему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет;
— Была ли выработана общая стратегия спасения;
— Что помешало принять активное участие в обсуждении;
— Т- ы не согласен с принятым решением;
— Почему вам не удалось отстоять свое мнение;
— кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу;
— Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе;
— на какой стадии появился лидер;
— Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями; — какие способы поведения оказались наименее результативными;
— Какие только мешали общей работе;
— Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников.

5. Подведение итогов сеанса и всего тренинга. (60 минут).
Ведущий отвечает на оставшиеся после занятия вопросы участников, а затем предлагает им высказаться по следующей схеме:
— что я чувствую по окончании сеанса;
— что нового сегодня я о себе узнал;
— что нового, вообще, для себя открыл;
— что я получил от этого тренинга;
— достигли ли вы поставленных в начале тренинга целей;
— с какими трудностями вам пришлось столкнуться за все время тренинга;
— как успешно вы их преодолевали;
Кто (или что) помогало вам с ними справиться;
— прощальные замечания, пожелания или напутствия членам группы или самому себе.

Примечание:
Чтобы просмотреть приложения и теоретическую часть тренинга загрузите doc файл с данной работой.

(Ростов-на-Дону, 2004 г.)

Оставить комментарий

Вы должны быть войти под своим именем чтобы оставить комментарий.