Преодоление коммуникативных барьеров в подростковом возрасте (тренинг)

Программа танцевально-экспрессивного тренинга. (Контрольная работа к одноименному курсу, 2004 г.).

Основные цели тренинга:
— нормализация уровня самооценки участников;
— формирование навыков свободного владения телом;
— принятие (для некоторых открытие) «Я» телесного и определение его места и значения в «Я» концепции участников;
— развитие коммуникативных навыков;
Для достижения этих целей, в ходе тренинга, предполагается решить следующие задачи:
— добиться раскрепощенности: открытости, искренности, активности и спонтанности участников;
— избавить (или по возможности снизить их количество и интенсивность) участников от мышечных зажимов;
— обратить внимание участников на богатство форм и возможностей самопрезентации;
— расширить их экспрессивный репертуар;
— предоставить возможность прочувствовать разницу между политикой жесткого навязывания стиля самопрезентации и гармоничным взаимодействием в группе.

Основные методические приемы:
1) индивидуальный спонтанный танец, отражающий уникальную индивидуальную манеру исполнителя;
2) диадный танец, при исполнении которого участники получают опыт взаимодействия с совершенно разными с точки зрения темпераментальных и характерологических свойств личностями, а также возможность изучения характерных для них паттернов близких эмоциональных отношений;
3) групповой танец, при исполнении которого участники получают опыт множественного взаимодействия с другими и многократного отражения себя в других людях;
4) групповой круговой танец, который дает участникам чувства принадлежности, сопричастности, общности, солидарности;
5) кинестетическая эмпатия (эмпатическое принятие партнера путем отзеркаливания его движений) дает уникальный опыт «соприкосновения» с личностью другого через экспрессию, а также развивает способность к установлению и поддержанию отношений с другим человеком;
6) ритмическая групповая активность (совместное движение группы под единый ритм). Совместное движение приводит к возникновению общих позитивных чувств участников;
7) экспериментирование с движением и прикосновением;
8) целенаправленный выбор темы танцевального взаимодействия;
9) использование невербальных ритуалов начала и конца занятия;
10) запуск разнообразных видов обратной связи: от безоценочной описательной обратной связи до творческой интерпретации личности другого.

Условия тренинга
Данный тренинг рассчитан для работы в реальных группах численностью 8 — 10 человек. Для повышения общей эффективности работы и достижения максимальной результативности для участников, подбор группы рекомендуется осуществлять с учетом возрастного фактора: подростки 13 – 18 лет. По остальным параметрам рекомендуется гетерогенный состав группы. Возрастные ограничения состава тренинговой группы позволят добиться следующих оптимизирующих тренинговый процесс результатов: А) снижение внутренней напряженности участников; Б) повышение уровня доверительности в группе; В) значительное сокращение времени, необходимого для процесса сплачения группы; Г) создание более благоприятных условий для формирования эмпатийного взаимодействия и др.

Принципы работы группы:
1) принцип добровольности участия;
2) принцип постоянства состава;
3) принцип уважения времени;
4) принцип «здесь и теперь»;
5) принцип конфиденциальности;
6) принцип свободы и ответственности;
7) принцип свободы выражения чувств.

Режим работы:
программа тренинга рассчитана на 2 занятий по 3 часа каждое. Общая продолжительность тренинга — 6 часа. Занятия проводятся с перерывом в 2 – 3 дня (желательно в первой половине дня: 10 00 – 13 00 ч).

Технико-методическое оснащение тренинга:
1. Раздаточный материал: А) брошюры, содержащие лекционную (вступительную) статью «Что такое танец?», «История возникновения и развития танца», сборник афоризмов и цитат наиболее популярных и доступных работ авторов телесно-ориентированной и танцевальной терапии на тему: «Терапевтическое значение танца», а также библиография по данной теме. Б) CD с электронной версией лекций и видиоуроками танцевально-экспрессивного тренинга.
2. Аудиоаппаратура: Желательно компьютер с качественной акустической системой и обширной MP3-фонотекой,
3. Музыкальные инструменты: бубен, барабан, кастаньеты, всевозможные трещетки, колокольчики и т.д. Желательно наличие силесты.
4. Максимально полный комплект музыкальных записей различных стилей и направлений.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
Структура занятия.
Программа данного тренинга рассчитана на 6 часов работы в реальной группе не более 10 человек. Программа разбита на два занятия по три часа (желательно с перерывом 2 – 3 дня).Каждое занятие состоит из:
1) вводной части: А) вводная лекция ведущего; Б) Совместное обсуждение и принятие принципов работы группы; В) знакомство участникав в качестве разминки.
2) Основная часть, состоящая из одного – двух основных упражненийи их обсуждения;
3) Заключительная часть.

описания упражнений.
Занятие первое.
1) Вводная лекция. Цели:
— ознакомить участников с целями и возможностями тренинга;
— предоставить им возможность познакомиться и освоиться в рабочем пространстве;
— дать всем участникам группы включиться в совместную деятельность;
— мобилизовать их активность, инициативу, заинтересованность – повысить мотивационный уровень участников.
Материалы:
— распечатка лекции;
— ватман и маркер (яркого цвета) для фиксирования групповых норм и принципов работы.
Время и описание проведения.
Вводная лекция занимает не более 30 минут.
Ведущий представляется (на вербальном уровне) и то же самое предлагает сделать участникам по схеме: имя (или псевдоним), цели, с которыми пришли и ожидания от тренинга.
Ведущий читает вводную лекцию на тему: «Что такое танец?», в которой делает краткий исторический экскурс, не менее краткий обзор современных видов танца и его места в современной культуре, а также, тезисно, излагает основные принципы и постулаты телесно-ориентированной и танцевальной психотерапии, после чего знакомит участников с целями и возможностями данного тренинга.
Затем ведущий предлагает участникам обсудить и совместно принять основные принципы работы, групповые нормы, а также ритуалы начала и окончания занятий.
2) Знакомство. Цели:
— Привлечение участников к активности;
— Дать возможность освоиться в пространстве будущей работы;
— осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов;
— Увидеть различия этих стереотипов и принять участников группы во всей их индивидуальности.
Материалы:
Музыкальные записи как можно более широкого спектра стилей и направлений, чтобы создать благоприятные условия для максимально свободного выбора фонограммы.
Время и описание проведения:
Каждому участнику на выполнение этого упражнения отводится не более пяти минут (с учетом времени подбора фонограммы). В общей сложности на знакомство отводится 45 – 50 минут.
Участникам предлагается презентировать себя в спонтанном неструктурированном танце под выбранную ими самими музыку или без таковой
Схемы обсуждения:
— что вы чувствовали исполняя свой танец?
— Какие затруднения испытывали при его Начале, исполнении и выборе фонограммы?
— Что почувствовали по его завершении?
— Какие переживания испытывали в роле зрителя?
— Что вынесли для себя из этого упражнения?

3) Налаживание и поддержание контакта. Цели:
— раскрепощение участников;
— минимизация формализующих процесс ингруппового общения факторов;
— формирование навыков свободного владения телом;
— тренировка кенестетической эмпатии;
— тренировка восприятия и отражения невербальных сигналов;
Материалы:
Энергичная, ритмичная музыка различных (чередующихся) направлений. Это необходимо для обеспечения комфортных условий выполнения этого упражнения каждому из участников.
Время и описание проведения.
На это упражнение отводится 50 – 70 минут.
Каждый из участников выполняет упражнение в два этапа:
1. Выбор партнера и установление с ним контакта. На этом этапе все члены группы занимают наиболее удобные для них места на танцполе и с началом фонограммы начинают двигаться в свободном танце. Затем участники, не прекращая танца, хаотически перемещаются по танцполу выбирая себе будущего партнера и, одновременно, привлекая к себе внимание потенциального партнера. Приглашение в партнеры и выражение согласия должно происходить только на невербальном уровне, танцевальными или любыми другими экспрессивными движениями. Однако на этом этапе не желательны прикосновения, поскольку между участниками еще не сложились доверительные отношения, и это может вызвать неадекватные реакции. Критериями совместимости для участников служат: А) соответствие (идентичность, совпадение, взаимодополнение или привлекательность) танцевально-экспрессивных репертуаров участников; Б) взаимная эмоциональная привлекательность участников.
На этот этап отводится 10 – 15 минут. Если по его завершении остались участники, не выбравшие себе партнера (более одной пары), то для завершения формирования пар им разрешается вербальный контакт.
2. «Танцевальный диалог». Это этап диадического взаимодействия. Каждая из пар занимает на танцполе удобное место и начинает активное взаимодействие в танце, стараясь, как можно дольше, поддерживать «танцевальный диалог». В ходе этого «диалога» коммуникатор при помощи танцевальных или других экспрессивных движений (здесь уже допускаются и прикосновения) передает партнеру какое-либо сообщение: эмоцию, настроение или образ. Реципиент это сообщение интерпретирует и пытается его отзеркалить. Затем коммуникатор выражает свое отношение к попытке партнера, после чего партнеры меняются коммуникативными ролями.
Схема обсуждения.
— Что с вами происходило?
— Что вы чувствуете сейчас?
— Трудно ли было выбрать партнера? Если да, то какого рода затруднения вы испытывали?
— Почему в партнеры вы выбрали именно этого участника?
— Какие ощущения, эмоции и трудности вы испытывали в роли коммуникатора?
— А в роли реципиента?
— — В какой роли вы чувствовали себя более комфортно?
— Что нового для себя вы вынесли из этого упражнения?
— Желающие могут высказать партнеору (в рамках принятых принципов и групповых норм) свое отношение: замечания, пожелания, благодарность и т.п.

4) ХОРОВОД. Цели:
— Актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности;
— Повышение групповой сплоченности.
Материалы:
Народные мелодии.
Время и Описание проведения.
На это упражнение отводится 15-20 минут.
Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, привнося в общий танец свои индивидуальные движения.

5) Подведение итогов занятия. Цели:
– Предоставить участникам возможность обратной связи;
— Дать участникам возможность успокоиться, выйти из ритма занятия и настроиться на «рабочее» состояние;
— предоставить всем желающим возможность высказаться.
Время и описание проведения.
На заключительное обсуждение отводится 10 – 15 минут.
Ведущий предлагает желающим высказать свои замечания или поделиться своими переживаниями по поводу прошедшего занятия по схеме:
— Ё что вы чувствуете по окончании первого занятия?
— Не осталось ли у кого-нибудь чего-либо не высказанного, не выраженного или не сделанного (если да, то предоставить возможность удовлетворить эту потребность);
— С чем уходите сегодня?
— Чего ждете от следующего занятия?
— Если есть желание, можно высказать напутствие или пожелание товарищам по группе.
— в заключение ведущий дает домашнее задание: В перерыве между занятиями каждый участник должен подобрать музыку, которая наиболее полно отображала бы его внутренний мир. Если есть такая потребность, подготовить дома танцевальную композицию под эту музыку. На следующее занятие принести эту фонограмму и свой плейер.

Занятие второе.
Вводное собеседование. Цели:
— сконцентрировать внимание участников на работе;
— вовлечь их в групповую деятельность;
— предоставить возможность высказать свои переживания или пожелания перед началом работы.
Время и описание проведения.
На введение отводится 10 минут.
Ведущий приветствует участников и предлагает каждому из них высказаться по следующей схеме:
— с чем пришли на сегодняшнее занятие?
— Что от него ожидаете получить?
— Что готовы предложить группе?

2) Динамическая медитация. Цели:
— разминка, разогрев участников;
— упрочение групповой сплоченности;
— переживание чувства единения, гармонии с группой и окружающей средой.
Материалы:
— Либо фонограмма этнической музыки(африканской, индейской или ритмичной индийской). Композиция должна быть ритмичной, с медленным и более плавным началом с постепенным ускорением ритма и нагнетением внутренней экспрессии. Либо ударные инструменты: бубен, барабан и т.п.
— Ароматические свечи легкого психостимулирующего воздействия.
Время и описание проведения.
На это упражнение отводится 25 – 30 минут.
Ведущий, знакомя группу с инструкцией, окуривает помещение. Инструкция предельно проста: по возможности отрешиться от всех мыслей и образов и сосредоточить все свое внимание на выполняемых движениях, а затем на ощущениях, которые возникнут через некоторое время. Участники становятся в довольно плотный круг. Ведущий в центре круга. С началом фонограммы ведущий начинает выполнять четко выверенные ритмичные (но не резкие) движения в очень медленном темпе. Все участники группы повторяют эти движения. Затем ведущий постепенно ускоряет темп движения с одновременным увеличением его резкости и амплитуды, Достигнув оптимальной выраженности движения, нагнетается только темп его выполнения. Продолжительность медитации не менее 15 минут. Затем обсуждение.
Схема обсуждения.
— Что, по вашему мнению, сейчас с вами происходило?
— Какие переживания вы испытали во время медитации?
— Что чувствуете сейчас?
-Примечание:
Если во время или после выполнения этого упражнения у кого-нибудь из участников остались негативные переживания: страх, тревожность, скованность, растерянность и т.д., то с каждым они прорабатываются индивидуально.

3) Я среди других. Цели.
— предоставить участникам возможность увидеть себя глазами окружающих;
— создать благоприятные условия для принятия (или открытия) участниками их «Я» телесного и определение его места и значения в их «Я» концепции;
— предоставить возможность прочувствовать разницу между демонстративным позиционированием себя в группе и взаимодействием на принципах сотрудничества.
— показать участникам их традиционные стратегии поведения в группе.
Материалы:
— Заранее приготовленные участниками фонограммы;
— музыкальные или MP3-плейеры.
Время и описание проведения.
На проведение этого упражнения отводится 90 – 100 минут.
Упражнение проводится в три этапа:
А) Самораскрытие в танце. На этом этапе каждый из участников презентирует себя окружающим в индивидуальном танце. В отличие от танца «знакомство», который был полностью спонтанным, этот танец может быть спонтанным, домашней заготовкой, либо вообще, призентирование может быть осуществлено в виде пантомимической миниатюры (по желанию участника). Каждый участник по завершении своего выступления получает обратную связь «здесь и теперь» по следующей схеме:
— сейчас перед вами открылся новый мир. Каким вы его увидели, прочувствовали?
— Попытайтесь отразить его в танце или метафоре.
— Хотели бы вы в этом мире оказаться? Если да, то как бы бы там себя чувствовали? Если нет, то почему?
— Кому, по вашему мнению, этот мир может принадлежать (сильному, слабому, неудачнику, двоешнику, шоферу и т.д.)?
На этот этап отводится не менее 60 минут.
Б) Групповой «дискретный» танец. Участники располагаются на тансполе в хаотическом порядке, но не рассеянно, а так, чтобы не мешать друг другу, но и находиться в окружении других. Участники надевают наушники и повторяют свой танец (или миниатюру), предварительно получив инструкцию: не обращая внимания на окружающих, строго следовать своему танцу. По завершении всех фонограмм участникам предлагается запустить их заново и представить свой танец еще раз.
В) Групповой танец «сотрудничество». На этом этапе меняется лишь инструкция. Теперь, исполняя свой танец, участники должны внимательно отслеживать общую ситуацию на танцполе и «наладить сотрудничество» с группой. Другими словами, участник должен «вплести» свою индивидуальную композицию в общегрупповую. При этом кажды должен внимательно отслеживать и свои действия и трансформации первоначального танца. По завершении всех фонограмм подводятся итоги упражнения.
Схема обсуждения:
— какие мысли, ощущения и чувства вы переживали во время обсуждения вашего танца (вашего мира)?
— Какие ощущения и чувства вы испытывали танцуя свой индивидуальный танец в группе?
— А когда пытались наладить сотрудничество с группой?
— Какие затруднения вы испытали при этом?
— В какой ситуации вы чувствовали себя более комфортно?
— Сильно ли вам пришлось изменить свой первоначальный танец, чтобы влиться в группу?
— Что нового и полезного для себя вы вынесли из этого упражнения?
— Что чувствуете сейчас?

4) Подарок на память. Цели:
— эмоциональная разрядка участников;
— укрепление позитивного эмоционального климата в группе;
— Предоставление участникам возможность выразить свое расположение или неудовлетворенность в отношении других участников.
Материалы:
Музыка по выбору участников.
Время и описание проведения.
На это упражнение отводится 15 – 20 минут.
Желающим предоставляется возможность в индивидуальном танце выразить свое отношение к кому-либо из участников или нескольким из них (преподнести подарок на память). Обратной связи на вербальном уровне нет. Допускается только ответный танец. По желанию группы, упражнение может завершиться групповым танцем, однако никаких инструкций на этот счет группа не имеет.

5) Подведение итогов тренинга. Цели:
— предоставление возможности нуждающимся отреагировать остаточные эмоции, действия, и др.;
— полноценная и всесторонняя обратная связь «ведущий – группа», «группа – ведущий»;
Время и описание проведения.
На подведение итогов остается 30 -35 минут.
Ведущий делает краткое резюме о продуктивности и результативности проделанной работы (на его взгляд), после чего предлагает каждому из участников высказаться.
Схема обсуждения:
— не осталось ли у кого-нибудь что-то не высказанное, не выраженное или не сделанное? Если да, то каждому предоставляется возможность освободиться от этого.
— Что вы ощущаете, чувствуете, думаете по окончании тренинга?
— Какие выводы или какую пользу для себя вы извлекли из этого тренинга?
— готовы ли вы применить в реальной жизни те навыки и результаты наблюдений, которые были здесь сформированы?
— Предоставляется возможность высказать свои замечания, предложения или напутствия как другим участникам тренинга, так и самому себе.

(Ростов-на-Дону, 2004 г.)

Оставить комментарий

Вы должны быть войти под своим именем чтобы оставить комментарий.