Экзистенциальное понимание зависимости и зависимого поведения

(Тезисы к докладу на международном конгрессе ППЛ «Психотерапия, практическая и консультативная психология – Сплетенье судеб». 04-07 октября 2012 года. (Киев, Украина).

I. В современной экзистенциальной традиции (Э. Спинелли , Ф. Штрассер , Э. Ван Дорцен и др.) наблюдается тенденция к отказу от скоропалительных диагнозов, определений состояний клиента или его «очевидных» трудностей и проблем. В экзистенциальном подходе к терапии «зависимостей» также отказались от использования термина “Addiction” в его диагностическом значении. Поэтому и я буду воздерживаться от этого термина. Исходя из этого, предметом настоящего доклада предлагаю считать зависимое поведение или зависимый образ жизни наших клиентов. Причем, термин «зависимость» будет использоваться здесь исключительно семантически для сохранения взаимопонимания с коллегами.
Данный отказ позволяет нам воздержаться от использования и других популярных априорных конструкций, описывающих проблемы зависимого поведения: «Зависимость – это неизлечимая болезнь», «Пожизненный приговор пациента», «Зависимые – слабые, никчемные, ничтожные люди» и т.п. В противовес этим конструкциям экзистенциальная терапия предлагает, во-первых, рассматривать зависимость: 1. как одну из форм Dasman бытия (Хайдеггер М., 2011); 2. зависимое поведение (Э. Спинелли, Ф. Штрассер (Дю Плокк С., 2004)); 3. зависимый образ жизни (Э. Ван Дорцен, автор). Во-вторых, опираясь на теорию самоконструирования (Сартр Ж.-П., 2000) и положение об абсолютном выборе (Кьеркегор С., 2005), утверждает возможность преодоления рассматриваемых проблем, освобождения от любой зависимости, избавление от паттернов зависимого поведения и изменения зависимого образа жизни.
II. Руководствуясь одним из фундаментальных положений экзистенциализма – отказом от каузальности , экзистенциальный консультант не восстанавливает «историю зависимости» своего клиента. Основным предметом терапевтического процесса в экзистенциальном подходе является совместное изучение внутреннего мира клиента: система его ценностей, смыслов, стремлений, жизненных интересов, отношений с внешним и собственным внутренним миром, ширина и глубина его жизненного пространства, актуальные переживания (эмоции, чувства, потребности мотивы и т.п.) и др. При этом, предметом экзистенциальная терапия является ни отдельно взятые чувства, психические состояния, психика, поведение, а жизнь клиента в целом. Метафорически, экзистенциальный анализ представляет собой исследование всего жизненного пути клиента. Цель этого исследования — обнаружение «развилок», «отправных точек», с которых жизнь клиента пошла не так, как ему хотелось, и привела его в «тупик зависимости». Затем клиент вместе с консультантом рассматривает имеющиеся возможности для исправления допущенных ошибок, компенсации утраченных возможностей, необходимых изменений либо в системе отношений клиента, либо образа жизни в целом – выхода из этого тупика.
III. Теоретико-философской базой предлагаемого здесь подхода к терапии зависимого образа жизни, как уже говорилось, являются теория самоконструирования (Сартр Ж.-П., 2000), учение об абсолютном выборе (Кьеркегор С., 2005), учение о четырех экзистенциальных измерениях бытия (Ван Дорцен Э., 2007), а также экзистенциальный анализ В. Франкла (Франкл В., 1988).
Если предельно упростить, суть теории самоконструирования заключается в постулате о свободе выбора и ответственном принятии решений о том, кто я есть и кем хочу быть. В нашем контексте зависимый образ жизни является, возможно, бессознательным, но, тем не менее, самостоятельным выбором нашего клиента. Исходя из этого, теория самоконструирования утверждает реальную возможность отказаться о зависимого образа жизни и построить другой, более привлекательный и удовлетворяющий экзистенциальным нуждам клиента.
Абсолютный выбор – это единственный, по мнению Серена Кьеркегора, выход из «безвыходных» кризисов, «тупиков эстетической жизни». Характеризуется он принятием правильных (с этической точки зрения или аутентичных) решений в ситуациях выбора между «плохо» и «очень плохо». Прямыми результатами таких выборов становятся: разрешение «неразрешимого» кризиса, экзистенциальная зрелость личности, этический опыт, значительное ускорение и облегчение последующих абсолютных выборов.
Согласно британскому экзистенциальному терапевту, проф. Эмми Ван Дорцен, жизнь каждого человека разворачивается в четырех равнозначных измерениях: физическом, социальном, личном (интимном) и духовном. Условием полноценной, продуктивной и аутентичной жизни является гармоничное развитие личности во всех этих измерениях. Безусловно, какое-либо из них является «ведущим», жизнеопределяющим, но и все остальные измерения должны быть представлены в экзистенциальном пространстве бытия человека. Отсутствие одного или нескольких измерений в жизни человека сужает его экзистенциальное пространство и значительно ограничивает потенциальные возможности личности. Представленность в жизни клиента всего одного из измерений и полное отсутствие трех других является определяющей характеристикой зависимого образа его жизни.
Экзистенциальный анализ Виктора Франкла предоставляет в распоряжение экзистенциального консультанта широчайший спектр как теоретических, так и практических инструментов для наиболее эффективного изучения и переосмысления клиентом своей жизни.
Практически, процесс экзистенциальной терапии зависимого образа жизни осуществляется по следующей общей схеме:
1. Преодоление негативной жизненной позиции: безнадежность, бесперспективность, бессмысленность жизни, скука, апатия, пустота, отчаяние, одиночество и т.п.
2. Параллельно с этим, зачастую, необходимо уделять особое внимание работе с повышением мотивации на изменения образа жизни клиента. Прежде всего, это касается работы специалистов бюджетных организаций, клиник и реабилитационных центров (Большанин А., 2011).
3. Поиск ресурсов для глубинной проработки заявленных проблем: внутренние и внешние факторы жизни, не «высасывающие» последние силы, а, наоборот, могущие стать источником энергии, положительных эмоций, а также физических и психологических сил.
4. Поиск, восстановление и утверждение идентичностей клиента: семейных, профессиональных, этнических, культуральных и др.
5. Выявление и утверждение жизненных опор и ориентиров: значимые (близкие) люди, референтные личности или группы, ценности, убеждения, жизненные принципы и идеалы.
6. Построение жизненной перспективы: надежды, стремления, интересы, аутентичные мечты и цели (Большанин А., 2011).
7. Расширение и углубление экзистенциального пространства клиента посредством гармонизации четырех экзистенциальных измерений: физического, социального, личного и духовного (Ван Дорцен Э., 2007).
8. Скрупулезное изучение значимости агента зависимости (алкоголь, наркотики, игра, работа, отношения и т.д.) в жизни клиента и совместный поиск возможных равнозначных и приемлемых последним альтернатив.
9. Практическое (деятельное) воплощение клиентом в свою жизнь выстроенного в процессе терапии образа жизни.
10. Поддерживающее сопровождение клиента в «новой жизни» (по запросу клиента).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большанин А. Построение жизненной перспективы в терапии опустошенности, экзистенциального вакуума и зависимого поведения. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия №19, декабрь 2011.
  2. Большанин А. Пустота и экзистенциальный вакуум: перспективы экзистенциальной терапии. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия №14, апрель 2009.
  3. Большанин А. Терапевтический вызов в работе с немотивированными и слабомотивированными клиентами. [link]http://psycon.su/news/show_news.php?subaction=showfull&id=1339952594&archive=&cnshow=news&ucat=7>&start_from=[/link]
  4. Ван Дорцен Э. Практическоя экзистенциальное консультирование и психотерапия / Пер. с англ. М.С. Горовой. — Ростов-на-Дону, издательский проект «Экзистенциальная традиция», 2007. – 216 с.
  5. Дю Плокк С. Некоторые размышления об экзистенциальном методе в работе с зависимостями. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия №4, апрель 2004.
  6. Кьеркегор С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал / С. Кьеркегор. «Или — или. М.: Амфора, 2011. – 832 с.
  7. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической антологии / Пер. с Франц. В.И. Колядко. — М.: Республика, 2000. – 639 с.
  8. Спинелли Э. Зеркало и молоток. Вызовы ортодоксальной психотерапевтическому мышлению / Пер. с англ. И. Глуховой. – Минск: издательство И.П. Логвинов, 2009. – 216 с.
  9. Франкл В. В борьбе за смысл. М., 1988.
  10. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. — М.: Академический проект, 2011. — 460 с.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Эрнесто Спинелли (Ernesto Spinelli) — английский психолог, один из ведущих представителей экзистенциально-феноменологического направления в психотерапии, профессор, декан Школы Психотерапии и консультирования Regent’s College (Лондон). Практикующий экзистенциальный терапевт.
  2. Фредерик Штрассер – британский экзистенциальный терапевт, ученик и сотрудник Эрнесто спинелли.
  3. Эмми Ван Дорцен (Emmy van Deurzen. 1951)- профессор, доктор медицины, доктор философии и доктор психологии, практикующий экзистенциальный психотерапевт. Ученица и сотрудник Рональда Лэйнга. Родилась в Голландии. Работает в Англии. Была одним из основателей Международного Общества экзистенциальной психотерапии и консультирования. В настоящее время является председателем этого общества. Директор Новой школы психотерапии и консультирования в городе Шеффилд и там же — директор Центра изучения конфликта и согласования. Автор пяти книг по экзистенциальной психотерапии.
  4. Установление причинно-следственных связей.
  5. Ви́ктор Эми́ль Франкл ( Viktor Emil Frankl, 1905 — 1997) — австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря. Франкл является создателем логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Оставить комментарий

Вы должны быть войти под своим именем чтобы оставить комментарий.