Феноменологический подход к проблемам зависимости и зависимого поведения

1. Что такое экзистенциальная психология и экзистенциальная терапия?

Тема нашей сегодняшней беседы – экзистенциальное понимание зависимости и зависимого поведения. Но, прежде чем мы приступим к обсуждению непосредственно этого вопроса, мне хотелось бы сказать несколько слов о самой экзистенциальной психологии, о ее основных принципах и методах.

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ в., представляя собой своеобразный итог развития европейской мысли последних двух столетий, вобравший в себя достижения таких направлений, как философский иррационализм (Шопенгауэр, Кьеркегор), “философия жизни” (Ницше), интуитивизм (Бергсон), экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр), философская онтология (Шелер), психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер), а также, развивающейся параллельно с экзистенциальной, гуманистической психологии. Изначально экзистенциальная школа психологии была представлена такими именами, как Людвиг Бинсвангер, Медардд Босс, Виктор Франкл и др. В то же время очень многие европейские психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др.

После Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры, так называемой, третьей гуманистической революции в психологии: Ролло Мэй, Джеймс Бюджентал, Ирвинг Ялом и др. Однако основателями,собственно гуманистической психологии,считаются также американские сихологи Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс и др., теории которых также во многом опираются на основные положения экзистенциализма. Видимо поэтому некоторые из них, в частности Дж. Бюджентал, предпочитают не разделять эти два направления, а говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе: «Экзистенциализм и гуманизм, безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их не тождественность, но и принципиальную общность, которая состоит, прежде всего, в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому. Что есть бытие, в чем сущность человеческой природы, как связан человек с бытием, что есть самобытность человека?.. Понимание бытия, прикосновение к нему, осенённость бытием преобразует, преображает человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его самобытным, делая его самого бытием» [1].

Это основные вопросы, которые ставят оба эти направления, и таковы основные их положения. Утверждая уникальность и самобытность каждой личности, подчеркивая ее индивидуальность, практически все персонологи экзистенциально-гуманистической ориентации отмечают, что при всей этой ее уникальности и самобытности, личность нельзя рассматривать в отрыве от конкретного ее социального окружения. Практически все они, в большей или меньшей степени, признают значимость влияния общества не только на формирование и развитие личности, но и на дальнейшее ее функционирование в этом самом обществе.

Именно эти принципы легли в основу нового экзистенциально-гуманистического подхода как в психотерапии, так и в основу, получающего в последние годы все большее распространение в нашей стране психологического консультирования. Наиболее известными популяризаторами экзистенциализма в постсоветской психологии можно считать: А. Алексейчика, Д. Леонтьева, С. Братченко, Р. Кочунаса, С. Эсельсона, А. Гнездилова и др.

Говоря о методах экзистенциальной терапии, прежде всего необходимо заметить, что мы не занимаемся «психотерапией». Современные экзистенциальные терапевты намерено избавились от приставки «психо», чтобы подчеркнуть кардинальное отличие своей работы от методов классических психотерапевтических школ и направлений. А отличие это состоит в том, что в работе с клиентом мы не ограничиваемся его психикой или психическими проблемами. Экзистенциальный терапевт, прежде всего, обращается в своей работе к жизненному опыту клиента, обсуждает не столько те или иные его проблемы и трудности как таковые, сколько отношение к ним.

Большое место в экзистенциальной терапии занимает работа над осмыслением как отдельных событий, моментов (жизненных ситуаций), так и жизни человека в целом. Таким образом, основными методами экзистенциальной терапии можно назвать: активное слушание, Феноменологическую редукцию (речь о которой пойдет ниже), эмпатийное восприятие (или принятие) клиента, его со-провождение, Со-бытие с ним. Другими словами, экзистенциальный терапевт не предлагает своему клиенту готовых решений и не докапывается до первопричин его трудностей. Он просто сопровождает клиента, становясь на время терапии «попутчиком», «сталкером» по его жизни.

Среди конкретных методик экзистенциальной терапии можно выделить: логоанализ В. Франкла, библио-терапию А. Алексейчика, сказко-терапию А. Гнездилова, терапию творческим самовыражением М. Бурно, элементы психодрамы, анализ сновидений и др.

Формы проведения экзистенциальной терапии также довольно разнообразны. Наряду с индивидуальной и семейной терапией,распространена и групповая работа, так называемые группы переживания экзистенциального опыта, где участники получают уникальную возможность проживать реальные, а не искусственно заданные жизненные ситуации, которые, как правило, сами же они и создают на группе.

Безусловно, экзистенциальная терапия не является «панацеей», поэтому я не стану утверждать, что она показана всем без исключений. По моему убеждению, экзистенциальная терапия наиболее эффективна в работе с клиентами с достаточно высоким уровнем интеллектуального и духовного развития. Однако такие методики экзистенциальной терапии, как библио/фильмо/сказко-терапия, терапия творческим самовыражением и др. значительно расширяют терапевтический потенциал этого направления. Используя их, можно успешно и эффективно работать с совершенно различными категориями клиентов и их проблем. Одной из таких категорий являются клиенты, обращающиеся по поводу всевозможных зависимостей и зависимого поведения. Именно этому кругу проблем мы и уделим сегодня наше внимание.

2. Экзистенциальное понимание зависимости и зависимого поведения

Для понимания экзистенциального видения зависимостей и зависимого поведения необходимо дополнительно ввести несколько базовых положений экзистенциальной психологии и рассмотреть несколько философско-теоретических конструкций, на которых базируется практическая работа с зависимыми.

2.1. Положение о четырех измерениях бытия человека.

Согласно экзистенциальной теории, бытие каждого человека протекает в четырех параллельных экзистенциальных измерениях: физическом, социальном, психологическом и духовном [2]. Несмотря на то, что эти измерения параллельны, они тесно взаимосвязаны между собой и в той или иной степени присущи каждому из нас. Вопрос лишь в том, насколько ярко и глубоко они представлены у каждого конкретного человека.

Так, например, человек, живущей преимущественно в физическом измерении в большей степени ориентирован на удовлетворение своих витальных потребностей. Это так называемая гедонистическая жизненная позиция, при которой все остальные сферы жизнедеятельности (социальная, личностная и, тем более, духовная) отходят на второй план, становятся либо второстепенными, либо совершенно не значимыми для него.

Если же человек живет преимущественно в социальном измерении, то он ориентирован, прежде всего, на удовлетворение и реализацию социальных потребностей: продвижение по карьерной лестнице, повышение собственного социального статуса, признание в обществе и т.д. и т.п. При этом все остальные измерения подчиняются социальному, становясь лишь источником средств достижения социальных целей.

Преобладание того или иного экзистенциального измерения в жизни человека является вполне нормальным, однако, когда оно становится явно доминирующим, происходит нарушение (дисгармония) бытия этого человека, что сопровождается возникновением у него тех или иных психологических проблем.

Как правило, переживаются эти нарушения как неудовлетворенность качеством своей жизни и сопровождается утратой смысла существования или выполняемой деятельности, потерей жизненных ориентиров (или опор), дальнейшим сужением экзистенциальных измерений бытия. В крайних случаях, ограниченность экзистенциальных измерений бытия человека приводит к развитию депрессивных состояний, вплоть до суицидального синдрома.

2.2. Процессуальность.

В экзистенциально терапии, как правило, принято рассматривать не столько причины и следствия возникновения тех или иных проблем клиента, сколько исследовать весь жизненный процесс и блокировки этого процесса (трудности клиента при реализации поставленных целей). Другими словами, экзистенциальный терапевт слушает историю клиента, исследует ее на предмет представленности в ней экзистенциальных измерений его бытия, отмечает имеющиеся ограничения, проясняет отношение клиента к этим ограничениям и «знакомит» клиента со своими открытиями. После чего клиент выбирает наиболее оптимальный путь решения своей проблемы и т.д.

2.3. Антологическая структура Хайдегггера.

Немецкий философ, основатель собственно экзистенциализма Мартин Хайдеггер, предложил рассматривать жизнь каждого человека как сложную структуру его влечений и отношений, которую он назвал антологической структурой бытия человека [7]. Частью этой структуры является и некий континуум, на одной стороне которого располагается воля, по центру — желания, а на противоположной его стороне находится зависимость. Таким образом, зависимое бытие, согласно Хайдеггеру, есть часть онтологической структуры.

Эффективность жизни человека изменяется в зависимости от продвижения по этому континууму. Если человек обладает волей, то он свободен и эффективен, поскольку способен делать самостоятельный и осознанный выбор, принимать ответственные решения. Однако выбор предполагает и ответственность за него. Более того, выбирая что-либо мы вынуждены отказаться от чего-то другого. Один из способов избежания этих потерь является переход в область желаний.

Но желать чего-либо совсем не означает обладать этим. Я, например, могу очень сильно хотеть, чтобы у меня была жена-красавица, но при этом я не предпринимаю никаких действий, чтобы заводить новые знакомства среди красивых женщин, потому что боюсь возможного отказа. Я также не прикладываю никаких усилий, чтобы расположить к себе хотя бы кого-нибудь из противоположного пола, потому что «они ведь все равно откажут». В итоге я остаюсь один, но с красивой мечтой и большим желанием иметь жену-красавицу. Поэтому уже на этом уровне бытия человек начинает ощущать некоторый дискомфорт и неудовлетворенность качеством своей жизни. Спасаясь от этого дискомфорта, он снова начинает перемещаться по этому континууму, в результате чего происходит дальнейшее сужение его собственного мира: уменьшение контактов с физическим измерением бытия, сужение социальных интересов и ограничение внутреннего психологического и духовного измерений. Человек, в конечном итоге, замыкается в себе на себя самого, зацикливается на каком-либо одном виде деятельности или состоянии, отгораживаясь от всего остального мира стеной отчуждения и отрицания – попадает в зависимость.

Таким образом, зависимость в экзистенциальном понимании — это способ ухода от ответственности за выбор. Чем меньше у человека воли и чем больше желаний и якорей, тем более он предрасположен к возникновению той или иной зависимости и к формированию у него зависимого поведения. Столь объемное определение зависимостей позволяет значительно расширить круг рассматриваемых в этой связи проблем.

2.4. Классификация зависимостей и их критерии.

Зависимости в экзистенциальной психологии подразделяются на две большие группы: 1. субстанциональная — зависимость от чего либо, от какого-то предмета, действия или вида деятельности; 2. зависимость от того или иного эмоционального или психического состояния. Поэтому, наряду с классическими наркотической и игровой зависимостями, под понятие аддективное поведение в экзистенциальной терапии попадают такие явления как: зависимость от приобретений, пищевые зависимости или, наоборот, зависимость от различных оздоровительных методик и ограничений, например анорексия, социально пропагандируемые состояния: успешности, материальной состоятельности, востребованности на рынке социального тщеславия и т.п.

Как же в таком случае отличить зависимость от других психических состояний человека? Для ответа на этот закономерный вопрос в экзистенциальной психологии были предложены четыре условия (или индикатора) формирования зависимостей или зависимого поведения:

  1. Прогрессирующее сужение экзистенциальных измерений бытия;
  2. Нарастающая обеспокоенность, озабоченность какой-либо деятельностью, зацикленность на ней;
  3. Не осознаваемая утрата контроля;
  4. Постоянство привычки, несмотря на долгосрочные негативные последствия.

Факторы формирования зависимого поведения также разнообразны и многочисленны. Однако среди всего этого многообразия можно выделить несколько наиболее распространенных и значимых: 1. снижение воли; 2. ощущение несвободы, ограниченности возможностей; 3. чрезмерная ориентация на индивидуализацию и самоактуализацию; 4. фрустрация тех или иных интересов, увлечений или стремлений; 5. обсессивно-компульсивное поведение, навязчивые состояния; 6. Социальная ситуация – социально обусловленное поведение, спровоцированное культуральными, политическими или социально-экономическими факторами, например, современной рекламой и др.

2.5. Резюме.

В заключение разговора об экзистенциальном понимании зависимостей и зависимого поведения, мне хотелось бы поделиться с вами своим собственным видением данной проблемы, сформировавшемся на семинаре Саймана дю Плокка. Поскольку оно несколько метафорично, позвольте представить вам, в след за Хайдеггером, абстрактную модель нашего бытия.

Представим, что бытие каждого человека — это некая сложная конструкция из потребностей, мотивов, влечений, интересов, увлечений, стремлений, ценностей и установок, выстроенных определенным образом. Любая конструкция, расположенная в трехмерном пространстве, должна на чем-то держаться, иметь точки опоры. Чем более сложна конструкция, тем больше ей требуется для устойчивости точек опоры. Из курса физики мы знаем, что для наибольшей стабильности и устойчивости требуется, как минимум, три таких точки…

Такими точками опоры для каждого из нас являются наши интересы, стремления, увлечения и ценности. Поэтому, чем больше у нас этих интересов, чем более они разнообразны и значимы для нас, тем меньше мы зависим от каждого из них в отдельности. И если вдруг по какой-либо причине мы лишаемся возможности реализовать какой-либо из имеющихся у нас интересов, устойчивость нашей личности от этого сильно не пострадает. Ведь, в этом случае, мы спокойно можем перенести «центр тяжести» на оставшиеся точки опоры (другие наши интересы и стремления) и спокойно, без страха и паники, решать возникшую проблему.

Теперь представим обратную ситуацию, когда наша личность имеет только одну или две таких точки опоры (один или два интереса или стремления). Предположим, что возникает ситуация, когда реализация одного из этих интересов фрустрируется. В первом случае, когда имеется лишь одна точка опоры, вся конструкция рушится и человек остается у «разбитого корыта» своей личности, во втором — утрата одной из точек опоры приводит к возникновению, совершенно в этом случае обоснованным, страху и панике. Ведь при этом возникает реальная, а не мнимая, угроза разрушения всей конструкции личности этого человека.

Именно в этих случаях, по моему мнению, и возникают зависимости и формируется зависимое поведение. Ведь, если краеугольным камнем всей личности является всего один интерес или один вид деятельности, то я волей или неволей попадаю в жесткую зависимость от этой деятельности, поскольку только она одна выступает гарантом, хоть и мнимой, но все же устойчивости и стабильности моей личности. Если же этих интересов или увлечений нет вообще, тогда они подменяются каким-либо суррогатом, заменителем – алкоголь, наркотики, игра и т.п.

3. Методика терапии зависимостей и зависимого поведения.

3.1. Теория самоконструирования Сартра.

Отличным фундаментом для практической работы с зависимыми может послужить теория самоконструирования французского экзистенциального философа Жана Поля Сартра, которая является теоретической основой его экзистенциального психоанализа. Затем эту теорию развили и адаптировали к работе с зависимостями английские экзистенциальные психологи Э. Спинелли и Ф. Штрассер.

Я не тот, кого из меня сделали. Я тот, кого Я сделал из того, кого из меня сделали.

Сартр Ж.-П. «Бытие и ничто».

Это, на первый взгляд, мудреное высказывание Сартра, если в него вчитаться, вдуматься, а, что самое главное, вчувствоваться, открывает перед нами поистине безграничный терапевтический потенциал, а клиенту – столь же безграничные возможности личностного роста. Так что же лежит в основе теории самоконструирования Сартра?

Для облегчения понимания этой теории, изложу ее в кратких тезисах с последующим обобщением и выводом:

  1. На протяжении всей жизни каждый из нас выступает своего рода собирателем всевозможных предположений, догадок, мыслей, чувств, знаний, навыков — жизненного опыта, которые наполняют нас и дают нам возможность понять, кем мы являемся в этом мире. Одновременно с этим неизбежно протекает процесс конструирование модели того, кем мы не являемся, поскольку человеку необходимо осознать, ощутить образ себя, свое отличие от других, придать смысл своему существованию. Так формируется наш образ «Я» или наша личность.
  2. Смысл, сущность собранной таким образом личности (или «Я») не фиксирована, в отличие, скажем, от сущности стола. Так, например, стол ни при каких обстоятельствах не сможет захотеть и стать стулом или автомобилем — смысл существования, сущность стола — быть столом, потому что мастер его задумал и сделал столом. А поскольку на протяжении определенного отрезка своей жизни мы сами конструировали смысл, сущность себя (были «мастерами», создающими свою личность), то точно таким же образом, при необходимости или по собственному желанию, можем изменить свою сущность, наделить свое существование новыми смыслами.
  3. Изначально, в момент своего рождения, человек в личностном плане — это «Ничто», чистый лист, по Сартру, «бесполезный/бессмысленный образец». «Все: и мужчины, и женщины, в сущности своей — это то, что они пытаются сделать из себя» [6]. Таким образом, эти попытки самоконструирования определяют и предоставляют нам свободу.
  4. Человек постоянно пытается быть чем-то, какой-либо сущностью, обрести смысл своей жизни и деятельности. Постоянно он находится в пути к самому себе.

3.2. Феноменологическая редукция, как основной метод исследования зависимостей.

Феноменологическая редукция — термин и метод также заимствованный экзистенциальной психологией, который принадлежит австрийскому философу, основателю феноменологического направления Эдмонду гуссерлю. Но, прежде чем мы перейдем к обсуждению непосредственно метода феноменологической редукции, необходимо сказать несколько слов об основных положениях и принципах этого направления.

3.2.1. Базовые принципы феноменологии Гуссерля.

Итак, основным положением учения Гуссерля и феноменологии является утверждение о том, что воспринимаемый нашими органами чувств окружающий мир не является таковым на самом деле. Окружающий нас мир – это лишь интерпретация нашим сознанием реальных свойств, качеств– сущности предметов и явлений. Поэтому для того, чтобы познать эту самую их сущность, мы должны освободиться от всех наших интерпретаций.
Постараюсь объяснить этот тезис на конкретном примере:
все мы знаем, что небо – голубое, а трава – зелёная… Но так ли это на самом деле и откуда нам об этом известно?! Да просто у нас, у людей, так принято! Когда-то кто-то так решил, остальные для удобства с этим согласились, и теперь с самого детства нам об этом говорят наши родители, воспитатели и т.д.
Более того, таковыми они являются только для нас, людей. Так, например, фасеточная зрительная система насекомых воспринимает мир совершенно иначе! И, если это положение справедливо даже для физического пространства, то представьте, какое значение оно приобретает в личностной и социальной сферах бытия человека, о которых, собственно, мы сегодня и говорим.

Теперь я предлагаю обратиться к общению в целом и консультативному процессу в частности. Очевидно, что интерпретации занимают и здесь главенствующие позиции. В этой связи мне хотелось бы напомнить вам некоторые моменты теории фильтров.

3.2.2. Некоторые положения теории фильтров.

Вспомним классическую схему элементарной коммуникации, где есть всего два собеседника А и Б. Каждый из них в процессе общения имеет, как минимум, четыре уровня присутствия в коммуникации: 1. тот, кем каждый из них является на самом деле — А и Б, 2. тот, кем каждый из них себя считает — А1 и Б1, 3. тот, кем себя демонстрирует окружающим (позиционирует) — А2 и Б2, 4. тот, кем воспринимает его партнер (другой член коммуникации) — А3 и Б3.

Как правило, их коммуникация строится следующим образом: коммуникатор с третьего уровня (А2) делает сообщение реципиенту на четвертый уровень (Б3). Реципиент же принимает это сообщение на втором уровня (Б1) с четвертого уровня собеседника (А3). Ответ на полученное сообщение идет по тому же пути: транслируется от Б2 к А3 а принимается и интерпретируется А1 от Б3.

Таким образом получается, что самая простая беседа двух человек принимает вид мини-конференции восьми участников! А добавьте сюда еще и социальные роли, и коммуникативные позиции и т.д., и т.п.

Теперь посмотрите, где же остались А и Б — истинные участники данной коммуникации?

Каким искажениям и интерпретациям подверглись на этом весьма извилистом пути оба их сообщения?

О чем хотел сказать и что говорил каждый из собеседников?

Более того, не забывайте, что мы разобрали пример элементарного обмена репликами…

Основываясь на этих данных, позвольте предложить вашему вниманию несколько тенденций, или закономерностей современного общения:

  1. Вся входящая информация интерпретируется сознанием в соответствие с нашими представлениями, знаниями и полученным опытом.
  2. Все, что не укладывается или противоречит сформировавшейся картине нашего мира, в процессе восприятия игнорируется.
  3. За счет этого теряется, скрывается или значительно искажается истинный смысл этой информации.
  4. Для устранения искажений и приближения к истине необходимо избавиться от личностных смыслов, которыми мы наделяем эту информацию в процессе ее интерпретации.
  5. Работа с истинными для конкретного человека причинами и смыслами значительно эффективней и продуктивнее работы с их интерпретациями.

    Снизить количество и глубину искажений в процессе терапевтического взаимодействия позволяет рассматриваемый метод феноменологической редукции. Изначально он рассматривался Гуссерлем и его последователями, как единственно возможный метод познания реальности, той самой сущности вещей, о которой мы вспоминали в начале этой части. Суть этого метода в том, чтобы последовательно, слой за слоем, «очищать» познаваемый объект от уже существующих либо возможных интерпретаций, аналогий и суждений о нем, обнажая его истинные свойства и качества. Только таким образом, по мнению феноменологов, мы можем познать реальную природу окружающих нас предметов и явлений.

    3.2.3. Три принципа Феноменологической редукции.

    Эффективно использовать этот метод познания можно только при соблюдении трех базовых принципов феноменологической редукции, которые позволяют наиболее адекватно воспринять исследуемый объект. Те же принципы легли и в основу одноименного метода экзистенциальной терапии:

    1. Эпокэ – отсутствие суждений, оценок, интерпретаций. Согласно данному принципу, терапевт воздерживается: А) от каких-либо оценочных замечаний в адрес клиента и его истории (хорошо/плохо, правильно/неправильно и т.п.); Б) от преждевременного «вынесения приговора» как клиенту вообще, так и в отношении его трудностей и проблем; В) от собственных интерпретаций полученных фактов. Другими словами, слушает то, что ему говорит клиент, а не то, что соответствует или нет каким-либо теориям или стереотипам терапевта.
    2. Дискрипция – чистое описание. Этот принцип позволяет терапевту преодолеть собственные интерпретации самого клиента. Другими словами, терапевт предлагает клиенту описывать прежде всего не свое отношение или соображения по поводу того или иного события, а представить факты и описать конкретные свои действия, обрисовать ситуацию.
    3. Горизонтализация – не накладывать свои представления, мнения и ценности. В основу этого принципа положен отказ от иерархизации событий и фактов в терапевтических отношениях. Согласно горизонтализации, терапевт избегает воспринимать получаемую от клиента информацию сквозь призму собственных представлений и ценностей. Другими словами, экзистенциальный терапевт не занимает позицию «над» клиентом, а старается оставаться на одной горизонтали с ним: принять и понять систему ценностей клиента и строить дальнейшую с ним работу на основе его собственных ценностных ориентаций и мотивов, но никак не своих собственных.

    Многие, даже сами терапевты, практически не различают первый и последний принципы феноменологической редукции. Предвосхищая ваши вопросы, постараюсь развести эти понятия.

    Совсем грубо говоря, эпокэ позволяет терапевту только услышать клиента, в то время как горизонтализация является ключом к пониманию его личности. Дело в том, что оценивать, судить и интерпретировать мы можем с одинаковым успехом из любой коммуникативной позиции: как сверху или снизу, так и с того же уровня, на котором находится клиент. В этом случае происходит сравнение входящей информации с готовыми и имеющимися у нас на данный момент шаблонами и стереотипами. То есть ни о каком понимании и речи здесь быть не может. Во втором же случае (при несоблюдении принципа горизонтализации) терапевт лишает себя возможности вникнуть во внутренний мир клиента, теряет истинное его «Я» (Б), консультируя, в лучшем случае его (Б1), а зачастую, не продвигается дальше Б2.

    Однако эти понятия можно развести и по другому критерию: эпоккэ – отсутствие интерпретаций, сравнения с собственным опытом, а горизонтализация – восприятие фактов, событий и их последовательности вне причинно-следственной связи, а в чистом виде, такими, как они есть.

    Другими словами, Терапевт, используя принцип горизонтализации, не выстраивает иерархическую структуру фактов и событий жизни клиента, не устанавливает логических связей между ними, они являются для него равно значимыми, находятся на одной и той же горизонтали. Например: клиент не может в данный момент наладить близкие отношения с противоположным полом не потому, что имеет негативный опыт «Первой любви», есть несколько реальных фактов его жизни: А) неудача в построении близких отношений в юности, Б)отрицательные, скорее всего не отреагированные, чувства, связанные с этой неудачей, В) трудности в установлении близких отношений с противоположным полом в данный момент.

    В заключение разговора о методе феноменологической редукции, необходимо отметить, что этот метод не является основным и единственным инструментом в терапии зависимостей и зависимого поведения. Он является не только основным, но и единственным эффективным лишь на первом этапе терапии, когда терапевт собирает информацию о клиенте, о его жизни, историю его отношений и ценностей, историю его зависимости. Поскольку эффективность терапии зависимостей и зависимого поведения напрямую зависит от степени адекватности составленной терапевтом картины жизни клиента, от степени понимания смыслов, которыми наделено его бытие (в том числе и зависимое).

    3.3. Пять ключевых вопросов к зависимому.

    Только тогда, когда терапевт убедился в том, что его представления как о жизни клиента в целом, так и понимание конкретной ситуации, он может приступать непосредственно к «Терапии» конкретной зависимости клиента, или его зависимого поведения. Для наилучшего понимания ситуации, в которой находятся практически все зависимые, которых вынуждают бороться со своей зависимостью, предлагаю каждому проникнуться, вчувствоваться – поставить себя на их место, ответив для себя на следующие несколько вопросов:

    1. чем (каким видом деятельности) вы занимаетесь каждый день, которая значима для вас (что она для вас значит, каким смыслом вы ее наделяете);
    2. Какие аспекты этой деятельности приемлемы в обществе, а какие не одобряются или порицаются;
    3. Как бы вы отреагировали (чтобы ответили) на то, если бы кто-нибудь попытался заставить вас отказаться от этой деятельности. Причем, заставлял бы человек, который не вникает в тот смысл, которым вы наделяете ее, а концентрируется исключительно на вредоносных, по его мнению или по мнению большинства, аспектах этой деятельности.
    4. Есть ли хоть что-то (если есть то что) может позволить вам взглянуть на нее с другой стороны.

    Теперь, когда мы убедились, что говорим с клиентом «На одном языке», что мы понимаем его ценности и смыслы достаточно близко, Мы должны задать пять ключевых вопросов, позволяющих составить максимально адекватное представление о конкретной зависимости конкретного клиента и о его отношении к этой зависимости:

    1. Кем вам позволяет быть ваша зависимость, кем вы не могли бы быть без нее;
    2. Что ваша зависимость позволяет вам делать, что вы не могли бы делать без нее;
    3. Что вы потеряете, отказавшись от этой зависимости;
    4. Как вам кажется, изменится ли ваше отношение к себе и ваши отношения с другими, если вы перестанете быть зависимым;
    5. Если вы говорите: «Я зависим», то какие слова следуют за этим утверждением. Закончите предложение: «Я зависим и…»

    3.4. Резюме.

    В заключение, мне хотелось бы подвести итог всему выше сказанному, коротко изложив методику экзистенциальной терапии зависимостей и зависимого поведения.

    Итак, в основе экзистенциальной терапии зависимостей лежит активное слушание… Терапевт внимательно слушает историю клиента, используя метод феноменологической редукции исследует конкретные факты и события его жизни, определяет степень представленности и доминирования/отсутствия экзистенциальных измерений его бытия, обсуждает с клиентом его отношения к блокирующим дальнейшее развитие факторам. Здесь необходимо подчеркнуть, что при работе с зависимостями мы не акцентируем внимание клиента на причинах возникновения его зависимости. В центре нашего внимания оказывается значимость этой деятельности для клиента, его фрустрированные (не реализованные) цели, желания и потенции, а также барьеры, встречающиеся на пути к этим значимым целям.

    Таким образом, основной задачей экзистенциального терапевта в работе с зависимым клиентом, является его сопровождение по этому пути, совместное исследование его ответвлений, параллелей или возможных других путей развития и, что самое главное, обсуждение отношения клиента к тем блокам, барьерам, которые мешают ему сойти с этого проторенного пути и попробовать новые средства и способы самоконструирования. Кроме этого, имеет смысл обсуждать с клиентом его ресурсы, его потенциальные возможности и нереализованные желания и цели. И, что самое главное, необходимо понять как самому клиенту, так и терапевту, зачем ему избавляться от этой зависимости, чем клиент заполнит в будущем освободившееся место.

    Вот это и есть основной «секрет» методики экзистенциальной терапии зависимостей и зависимого поведения. Более того, данная методика эффективна не только в работе с зависимыми, но и с успехом может быть применена и в терапии созависимых.

    Литература

    1. Бюджентал Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001.
    2. ван Дорцен Э. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапии. Издательство ассоциации экзистенциального консультирования, издательский проект «Экзистенциальная традиция», Ростов-на-Дону, 2007.
    3. Дю Плокк С. Некоторые размышления по поводу экзистенциально-аналитического подхода к работе с зависимостями. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. №4, 2004.
    4. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М.: 1999.
    5. Роджерс К. Становление человека. Взгляд психотерапевта. М.: Прогресс, 1994.
    6. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., Республика, 2004.
    7. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

    (Ростов-на-Дону, 2007 г.)

Оставить комментарий

Вы должны быть войти под своим именем чтобы оставить комментарий.