Ужасы Стивена Кинга

Сегодня уже достаточно сложно найти человека не знакомого с творчеством современного американского писателя-фантаста Стивена Кинга, настолько он стал популярен, особенно среди молодежи. Однако, аудитория Кинга не ограничивается лишь молодыми, почитателей его таланта немало и среди людей среднего возраста, и даже среди пожилых людей, хотя, конечно, их не так много как представителей первых двух категорий читателей. И эту столь разнообразную аудиторию Кингу удается удерживать уже в течение двух десятилетий.

Так в чем же секрет столь длительной и стабильной популярности этого автора у современного читателя? А ведь трудно найти другого современного писателя, произведения которого удовлетворяли бы интересы такого широкого круга читателей, И это притом, что практически все произведения Кинга весьма сложны для восприятия.

Под сложностью восприятия произведений Кинга я подразумеваю, если можно так сказать, некоторую вязкость его повествования. Тебя как бы затягивает в ситуацию, описываемую в книге, что постоянно держит читателя в напряжении и заставляет более остро переживать вызываемые эмоции.

Казалось бы, что особо ужасного в “Куджо”? Ну бегает песик вокруг машины, ну не могут они из нее ни как выбраться, но читая, каким-то непостижимым образом, оказываешься сам в этой машине. Когда же все заканчивается, то и у тебя, словно гора с плеч падает, как будто это тебя вытащили из этой передряги. И, опять-таки как в реальности, остается на душе определенный отпечаток, пустота, что ли? Но не вакуум, а пустота, заполненная какой-то вязкой, липкой субстанцией.

Но это после прочтения “куджо” или “воспламеняющей взглядом”, где описываются обычные житейские ситуации, без особой мистики. Если же речь идет о “сияющем” или подобной ему интересности, то тут свои ощущения уже и словами-то трудно выразить. Поэтому, для описания своего видение этой проблемы. Я прибегну к метафоре, пользуясь, в ее качестве, своей интерпретацией его же произведение “Туман”. Уточню, что это лишь моя интерпретация, причем не только этого произведения, а таким образом для себя я объясняю воздействие произведений кинга и других мистиков на читателя.

Предположим, что туман с обитающими в его недрах сущностями это наше подсознание. В один прекрасный момент (это обычное состояние нашего сознания), на каком-то таинственном предприятии идут какие-то жутко засекреченные испытания, и происходит некая авария (в нашем случае — это мы начинаем читать что-либо из кинга и под воздействием его произведения приоткрывается дверца в наше бессознательное). И вот, в результате этой аварии в ясный, солнечный день из-за живописного озера (наша привычная картина мира) надвигается, полностью его скрывая, жуткий туман это мы заглядываем в открывшуюся щелочку, и наше сознание пытается постичь глубины нашего подсознания). Но вот оказывается, что в этом тумане обитают жуткие монстры, норовящие нас слопать, и мы изо всех сил пытаемся эту дверцу захлопнуть. Именно этот момент и создает впечатление тяжести восприятия, так как мало того, что этому препятствуют лезущие из вне сущности, так еще происходит и борьба в нашем сознании: с одной стороны, интересно еще подсмотреть в эту щелочку “А что же там еще такого интересненького”, с другой стороны, срабатывает инстинкт самосохранения, а точнее предчувствие, что если тот час же не захлопнуть дверцу, то увидишь такое, что полностью перечеркнет привычную и удобную картину мира.

Но вот, наконец-то, нам удается ее захлопнуть, (мы дочитали книгу) и закрыли ее на все замки и на цепочку с крючочком и даже забаррикадировали ее изнутри (это мы себе все прочитанное логически объяснили, определили привычными понятиями, а все, что не поддалось логическому объяснению, списали на воспаленное болезненное, не в меру разбушевавшееся воображение автора). Но, несмотря на то, что дверца захлопнута и надежно защищена, в сознание уже успело проникнуть достаточное количество тумана, которое и создает чувство не определенности, не законченности и т. д.

Именно этим, по-моему, и силен Кинг. Ведь его произведения позволяют нам, хоть через маленькую щелочку, взглянуть на наше бессознательное. Они заставляют нас глубже познать себя, как правило, темную сторону нашей личности, которую еще юнг назвал Тенью [1]. А поскольку подавляющее большинство людей не готовы принять себя такими, какие мы есть на самом деле, не только со всеми своими достоинствами, но и недостатками, то произведения Кинга и вызывают у нас такое интенсивное сопротивление, а все связанные с этим негативные эмоции мы склонны направлять, разумеется, не на себя, а, в основном, на автора: де «он болен» или «Да разве может психически здоровому человеку прийти в голову такое…» и т. д. И т. п.

Но, несмотря на все это, Кинга читают, и читают много. Парадокс? Я думаю, нет. Просто все не познанное интересно и притягивает к себе внимание, « а человек, по природе своей, очень любопытен, поэтому и тяготеет он, зачастую бессознательно, к, всякого рода, загадкам и мистике в частности. А Кинг, в своих произведениях, дает нам возможность удовлетворить этот наш интерес. И хотя его всячески ругают за это, а произведения его вызывают активное сопротивление, а не редко и отторжение, сознанием читателя, его не просто читают, им зачитываются. В этом и заключается, как мне кажется, гений Кинга.
Несомненно и то, что имя это будет известно и в далеком будущем, что Стивен Кинг уже стал классиком, по крайней мере, своего жанра!

(Ростов-на-Дону, 2002 г.)

Оставить комментарий

Вы должны быть войти под своим именем чтобы оставить комментарий.