Логоанализ

Логоанализ – это одна из форм работы в рамках экзистенцальной терапии. Его Основоположником является Дж. Крамбо, американский психотерапевт, один из учеников В. Франкла. Эта работа состоит из нескольких шагов. Суть ее в достаточно детальной инвентаризации жизни клиента. Некоторые задания он выполняет письменно, для чего заводит специальную тетрадь. По окончании консультирования, он продолжает самостоятельное заполнение этой тетради.

Логоанализ опирается на несколько предпосылок, которые принимаются за основу экзистенциальным терапевтом и клиентом:

  1. Всегда существуют ответы, даже если они сейчас не видны.
  2. Эти ответы заключены в нас самих. Это глубокие духовные инсайты.
  3. Способ открытия этих ответов — глубокий проникающий взгляд на собственную жизнь (инвентаризация) и стимулирование творческого воображения.

В Логоанализе для работы используются две основные процедуры:

  1. Расширение поля сознания (сознательного знания).
  2. Стимулирование творческого воображения.

На начальном этапе логоанализа клиенту необходимо произвести оценку своей жизни: когда попал в кризисную ситуацию, где он сейчас находится, что у него есть, чего не хватает, что у него в прошлом, как он видит будущее, какие проблемы есть у него. Это так называемая «инвентаризация текущего момента». Далее консультирование разбито на 5 шагов, которые приводятся ниже — каждый из них требует активной самостоятельной работы клиента по заполнению предлагаемых граф. После каждого шага происходит обсуждение результатов с терапевтом. Работа 1-го и второго шагов продолжается на протяжении всей терапии. Это позволяет выработать навык чаще смотреть на свою жизнь, как бы оценивая ее со стороны. Полная работа по логоанализу занимает примерно 1,5 года.

Логоанализ эффективен в случае «полной запутанности в жизни», при наличии хорошего уровня саморефлексии и условии ответственности клиента при выполнении заданий.

I ШАГ. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЖИЗНИ

МОИ ЦЕЛИ

Цели моей жизни, стремления и мечты;

МОИ РЕСУРСЫ

Мои сильные стороны, благоприятные обстоятельства, удачи;
Мои слабые стороны, неблагоприятные обстоятельства, неудачи;

МОИ ПРОБЛЕМЫ

На сейчас: иерархия и объяснение причины возникновения — 4 варианта — виноваты: Я, другие, случайности, судьба;

МОИ НАДЕЖДЫ

Стремления, желания, планы на будущее;

МОИ ДЕЙСТВИЯ

Сейчас и в перспективе для осуществления этого.

II ШАГ. ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ И ДЕЙСТВОВАНИЕ

МОИ УСПЕШНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Все случаи, когда был успешным человеком, когда удавалось сделать то, что раньше не удавалось, когда действовал так, будто нет проблем + еженедельная запись новых успешных действий.

III ШАГ. АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ

ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ МЕНЯ ЛЮДИ

Которые оказали самое большое влияние на меня в моей жизни. Почему я считаю их главными фигурами? Какие ценности я приобрел благодаря встрече с ними? Продолжаются ли эти отношения или как они прервались? Возможно ли их восстановление или замена?

IV ШАГ. АНАЛИЗ СМЫСЛА И ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ

ТВОРЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

3 желания: Какую потребность удовлетворяет каждое из них? Что я делаю для их осуществления?
5 событий которые для меня принесли большее удовлетворение. Какую потребность удовлетворило каждое из них? Удовлетворена ли эта потребность сейчас?
5 сновидений: Какое желание скрывается за каждым из них? Как это желание может быть удовлетворено?

Смысл

Каким одним словом можно выразить смысл своей жизни? Что это слово для меня значит? Какие ценности скрываются за этим словом? Какие мои действия помогли бы воплотить эти ценности?

Эпитафия

Какую эпитафию я хотел бы иметь на своем памятнике? Какие ценности за этим скрываются? Какие мои действия помогли бы воплотить эти ценности в жизнь?
Какое напутствие или завещание хотел бы оставить своим потомкам?

Люди

Которые полностью себя реализовали в жизни — лично знакомые или из книг. Какие мои действия могут помочь мне достигнуть подобного?

Идентичность

Попробуйте выразить себя одним предложением. Насколько точно это меня характеризует? Что мешает мне быть таким?

Элементы жизненного смысла

Счастье это: Иметь чем заниматься, Иметь кого любить, Иметь на что надеяться? Или: Есть ли у меня занятие? Есть ли мне кого любить? Есть ли мне на что надеяться?
Работа

Какую работу я люблю? Что это значит для меня в жизни? Что дает? Каким ценностям соответствует? Какие мои действия помогли бы воплотить эти ценности?

ЦЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Музыка: Какую музыку я люблю? Что это значит для меня в жизни? Что дает? Каким ценностям соответствует? Какие мои действия помогли бы воплотить эти ценности?
Искусство: Какое искусство я люблю? Что это значит для меня в жизни? Что дает? Каким ценностям соответствует? Какие мои действия помогли бы воплотить эти ценности?
Природа: Какую природу я люблю? Что это значит для меня в жизни? Что дает? Каким ценностям соответствует? Какие мои действия помогли бы воплотить эти ценности?
Путешествия: Какие путешествия я люблю? Что это значит для меня в жизни? Что дает? Каким ценностям соответствует? Какие мои действия помогли бы воплотить эти ценности?

ЦЕННОСТИ УСТАНОВОК

Кризисы: Трудные ситуации в моей жизни — болезнь, потеря близких, собственные переживания, столкновение со смертью. Как я справлялся с этим? Как я должен бы был с этим справляться? Какой смысл это событие имело для меня в жизни? Были ли подобные ситуации у моих близких? Как они с этим справлялись? Чему это меня научило? Какой смысл это для меня имело?

V ШАГ. ОБОБЩЕНИЕ

МОЯ ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ

Основная, вторая по важности, третья.

ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ

Что даст мне ее реализация? Как это изменит мою жизнь?

Предложенная форма — это лишь шаблон, образец логоаналитического дневника, который может вариироваться от случая к случаю в зависимости от индивидуального вашего запроса. В него можно добавлять массу других граф и вопросов, наиболее полно раскрывающие вам скрытые стороны вашей жизни. Так, например, очень важно проанализировать место благодарности в вашей жизни, задавшись вопросом: «Кому я благодарен? кого и как поблагодарил? Кого еще нет?» Для кого-то может оказаться полезным исследовать место вины: «Перед кем и за что я виноват? Искупаю ли эту вину? Если да, то какими своими действиями??» А для кого-то будет важнее проанализировать свои страхи и тревоги: «Кого или чего я боюсь в жизни? Что меня пугает или тревожит? Как я справляюсь со своими страхами и тревогами?»

Как видите, терапевтический потенциал логоаналитического дневника практически неисчерпаем. Главное, не превращать логоанализ в очередной «эффективный» психотерапевтический метод, а подходить к нему творчески, индивидуально в каждом терапевтическом случае.

Оставить комментарий

Вы должны быть войти под своим именем чтобы оставить комментарий.