Феноменологическая редукция

Феноменологическая редукция — термин и метод заимствованный экзистенциальной философии, который принадлежит австрийскому философу, основателю феноменологического направления Эдмонду Гуссерлю. Однако, прежде чем мы перейдем к обсуждению непосредственно метода феноменологической редукции, необходимо сказать несколько слов об основных положениях и принципах этого направления.

Итак, основным положением учения Гуссерля и феноменологии является утверждение о том, что воспринимаемый нашими органами чувств окружающий мир не является таковым на самом деле. Окружающий нас мир – это лишь интерпретация нашим сознанием реальных свойств, качеств– сущности предметов и явлений. Поэтому для того, чтобы познать эту самую их сущность, мы должны освободиться от всех наших интерпретаций.

Постараюсь объяснить этот тезис на конкретном примере: все мы знаем, что небо – голубое, а трава – зелёная… Но так ли это на самом деле и откуда нам об этом известно?! Да просто у нас, у людей, так принято! Когда-то кто-то так решил, остальные для удобства с этим согласились, и теперь с самого детства нам об этом говорят наши родители, воспитатели и т.д.
Более того, таковыми они являются только для нас, людей. Так, например, фасеточная зрительная система насекомых воспринимает мир совершенно иначе! И, если это положение справедливо даже для физического пространства, то представьте, какое значение оно приобретает в личностной и социальной сферах бытия человека, о которых, собственно, мы сегодня и говорим.

Теперь я предлагаю обратиться к общению в целом и консультативному процессу в частности. Очевидно, что интерпретации занимают и здесь главенствующие позиции. В этой связи мне хотелось бы представить вам некоторые моменты теории фильтров.

Представим классическую схему элементарной коммуникации, где есть всего два собеседника А и Б. Каждый из них в процессе общения имеет, как минимум, четыре уровня присутствия в коммуникации:

  1. тот, кем каждый из них является на самом деле — А и Б,
  2. тот, кем каждый из них себя считает — А1 и Б1,
  3. тот, кем себя демонстрирует окружающим (позиционирует) — А2 и Б2,
  4. тот, кем воспринимает его партнер (другой член коммуникации) — А3 и Б3.

Как правило, их коммуникация строится следующим образом: коммуникатор с третьего уровня (А2) делает сообщение реципиенту на четвертый уровень (Б3). Реципиент же принимает это сообщение на втором уровня (Б1) с четвертого уровня собеседника (А3). Ответ на полученное сообщение идет по тому же пути: транслируется от Б2 к А3 а принимается и интерпретируется А1 от Б3.

Таким образом получается, что самая простая беседа двух человек принимает вид мини-конференции восьми участников! А добавьте сюда еще и социальные роли, и коммуникативные позиции и т.д., и т.п. А теперь давайте зададимся вопросами:

  • где же остались А и Б — истинные участники данной коммуникации?
  • Каким искажениям и интерпретациям подверглись на этом весьма извилистом пути оба их сообщения?
  • О чем хотел сказать и что говорил каждый из собеседников?

Более того, не забывайте, что мы разобрали пример элементарного обмена репликами…

Основываясь на этих данных, позвольте предложить вашему вниманию несколько тенденций, или закономерностей современного общения:

  1. Вся входящая информация интерпретируется сознанием в соответствие с нашими представлениями, знаниями и полученным опытом.
  2. Все, что не укладывается или противоречит сформировавшейся картине нашего мира, в процессе восприятия игнорируется.
  3. За счет этого теряется, скрывается или значительно искажается истинный смысл этой информации.
  4. Для устранения искажений и приближения к истине необходимо избавиться от личностных смыслов, которыми мы наделяем эту информацию в процессе ее интерпретации.
  5. Работа с истинными для конкретного человека причинами и смыслами значительно эффективней и продуктивнее работы с их интерпретациями.

Значительно снизить количество и глубину искажений в процессе терапевтического взаимодействия позволяет рассматриваемый метод феноменологической редукции. Изначально он рассматривался Гуссерлем и его последователями, как единственно возможный метод познания реальности, той самой сущности вещей, о которой мы вспоминали в начале этой части. Суть этого метода в том, чтобы последовательно, слой за слоем, «очищать» познаваемый объект от уже существующих либо возможных интерпретаций, аналогий и суждений о нем, обнажая его истинные свойства и качества. Только таким образом, по мнению феноменологов, мы можем познать реальную природу окружающих нас предметов и явлений.

Эффективно использовать этот метод познания можно только при соблюдении трех базовых принципов феноменологической редукции, которые позволяют наиболее адекватно воспринять исследуемый объект. Те же принципы легли и в основу одноименного метода экзистенциальной терапии:

  1. Эпокэ – отсутствие суждений, оценок, интерпретаций. Согласно данному принципу, терапевт воздерживается:
    • от каких-либо оценочных замечаний в адрес клиента и его истории (хорошо/плохо, правильно/неправильно и т.п.);
    • от преждевременного «вынесения приговора» как клиенту вообще, так и в отношении его трудностей и проблем;
    • от собственных интерпретаций полученных фактов.

    Другими словами, слушает то, что ему говорит клиент, а не то, что соответствует или нет каким-либо теориям или стереотипам терапевта.

  2. Дискрипция – чистое описание. Этот принцип позволяет терапевту преодолеть собственные интерпретации самого клиента. Другими словами, терапевт предлагает клиенту описывать прежде всего не свое отношение или соображения по поводу того или иного события, а представить факты и описать конкретные свои действия, обрисовать ситуацию такими, как они есть.
  3. Горизонтализация – не накладывать свои представления, мнения и ценности. В основу этого принципа положен отказ от иерархизации событий и фактов в терапевтических отношениях. Согласно горизонтализации, терапевт избегает воспринимать получаемую от клиента информацию сквозь призму собственных представлений и ценностей. Другими словами, экзистенциальный терапевт не занимает позицию «над» клиентом, а старается оставаться на одной горизонтали с ним: принять и понять систему ценностей клиента и строить дальнейшую с ним работу на основе его собственных ценностных ориентаций и мотивов, но никак не своих собственных.

Многие, даже сами терапевты, практически не различают первый и последний принципы феноменологической редукции. Предвосхищая ваши вопросы, постараюсь развести эти понятия.

Совсем грубо говоря, эпокэ позволяет терапевту только услышать клиента, в то время как горизонтализация является ключом к пониманию его личности. Дело в том, что оценивать, судить и интерпретировать мы можем с одинаковым успехом из любой коммуникативной позиции: как сверху или снизу, так и с того же уровня, на котором находится клиент. В этом случае происходит сравнение входящей информации с готовыми и имеющимися у нас на данный момент шаблонами и стереотипами. То есть ни о каком понимании и речи здесь быть не может. Во втором же случае (при несоблюдении принципа горизонтализации) терапевт лишает себя возможности вникнуть во внутренний мир клиента, теряет истинное его «Я» (Б), консультируя, в лучшем случае его (Б1), а зачастую, не продвигается дальше Б2.

Однако эти понятия можно развести и по другому критерию: эпоккэ – отсутствие интерпретаций, сравнения с собственным опытом, а горизонтализация – восприятие фактов, событий и их последовательности вне причинно-следственной связи, а в чистом виде, такими, как они есть.

Иначе говоря, Терапевт, используя принцип горизонтализации, не выстраивает иерархическую структуру фактов и событий жизни клиента, не устанавливает логических связей между ними, они являются для него равно значимыми, находятся на одной и той же горизонтали. Например: клиент не может в данный момент наладить близкие отношения с противоположным полом не потому, что имеет негативный опыт «Первой любви», есть несколько реальных фактов его жизни: А) неудача в построении близких отношений в юности, Б)отрицательные, скорее всего не отреагированные, чувства, связанные с этой неудачей, В) трудности в установлении близких отношений с противоположным полом в данный момент. Связь между этими фактами жизни, конечно, может и есть, но вполне возможно и то, что это совершенно разные факты.

В заключение разговора о методе феноменологической редукции, необходимо отметить, что этот метод не является основным и единственным инструментом экзистенциального анализа. Он является не только основным, но и единственным эффективным лишь на первом этапе терапии, когда терапевт собирает информацию о клиенте, о его жизни, историю его отношений и ценностей, историю его проблемы, поскольку эффективность терапии напрямую зависит от степени адекватности составленной терапевтом картины жизни клиента, от степени понимания смыслов, которыми наделено его бытие.